18 ноября 2009, 11:56

Выбор редакции

Химики-ядерщики исследовали 50 проб питьевой воды: радиоактивная карта Екатеринбурга и пригородов
Президент приказал, но Минздрав не торопится: уникальная клиника Владислава Тетюхина простаивает без пациентов
«Куртки замшевые, три штуки»: 5 способов защитить квартиру от воров в новогодние праздники

Йорг Шрайбер: В Европе по итогам года картина намного приятнее

Президент и генеральный директор Mazda Motor RUS Йорг Шрайбер рассказал о том, как компания Mazda переживает кризис и что ждет ее в будущем.

- Текущий 2009 год выдался тяжелым для российского автомобильного рынка. Насколько сильно почувствовала кризис Mazda?

- Мы ощутили кризис, как и все остальные. В этом году рынок сократился в два раза. Но, похоже, что мы улучшим наши показатели и при нынешнем уровне.

- Какова важность российского рынка для компании, какая доля в общемировом объеме продаж марки приходится на Россию?

- Доля упала на 50%, а в прошлом году она была довольно высокой. Сейчас на Россию приходится примерно 2% мировых продаж. В прошлом году мы вышли на 3,5%. Просто падение российского рынка произошло более резко, чем падение общемирового.

- Как бы вы охарактеризовали динамику продаж марки в России и Европе в 2009 году?

- Динамика отличается, и достаточно сильно. По Европе спад был заметен, но он не был столь существенным. В некоторых странах, где кризис начался раньше, сейчас отмечено оживление по сравнению с прошлым годом. Кризис в Россию пришел позже, но и падение более резкое. В целом в Европе по итогам этого года картина выглядит намного приятнее.

- Очевидно, серьезную роль сыграла программа стимулирования продаж новых автомобилей, которая была запущена в некоторых европейских странах, например в Германии?

- Да, целый комплекс мер, направленный на проникновение новых, экологичных технологий, в том числе программа утилизации старых автомобилей, которая внесла очень большой вклад в поддержание и даже рост рынка. Но главное – что это будет значить для следующего года, ведь после подъема всегда следует спад.

- Есть ли у вас прогноз для российского рынка на 2010 год? Некоторые аналитики считают, что он будет сложным.

- Да, мы согласны с оценкой, что 2010 год не будет заметно лучше, чем текущий. На это влияет целый ряд факторов. Если вкратце, то по итогам 2009 года объем рынка легковых автомобилей и легких коммерческих грузовых машин составит 1,3-1,4 млн. Мы планируем, что рынок с этого уровня расти не будет. Если он увеличится, то это хорошо, но мы это в планирование не включаем.

- А как насчет прогноза мировых объемов сбыта? Сейчас очень активно растут рынки Китая и Индии. Могут ли они вытянуть продажи в целом?

- Это возможно. Но продажи в Китае, Индии и других странах не полностью компенсируют тот спад, который произошел на других, более развитых рынках и, в том числе в России. Если посмотреть в будущее, то через несколько лет, возможно, что-то произойдет. И разумно предполагать, что Китай скоро станет самым крупным рынком автомобилей. Думаю, это вопрос, скорее всего, не более двух-трех лет.

- Чем может объясняться возникшая в последнее время проблема с выдачей клиентам уже оплаченных автомобилей? Насколько данная проблема актуальна для Mazda?

- Причина в финансовой и структурной организации дилеров. А также в мошенничестве со стороны отдельных сотрудников. У нас был один такой случай. Могу сказать касательно этого дилера – мы с ним уже не работаем.

Кросс-культурные различия

- Каковы основные различия в потребительских предпочтениях россиян и европейцев? В России, например, очень популярны Mazda3 и Mazda6. А как обстоят дела в Европе? Там автовладельцы предпочитают эти же модели?

- Движущий фактор – сегментация рынка, которая резко отличается. В России, как мы знаем, высокую долю занимает сегмент C, в котором представлена наша Mazda3. Дальше по значимости идут машины бизнес-класса и внедорожники. Разброс по Европе достаточно большой. В Италии, например, половину рынка занимает класс компактных автомобилей. И в Германии ситуация опять же отличается.

- А маленькая Mazda2 успешна в Европе?

- Да, очень. В Италии, Бельгии, во Франции, где доля таких машин выше, чем в России. Здесь же подобные автомобили сегментов A и B держат максимум 15% рынка.

- Многие производители построили в России сборочные предприятия. Почему Mazda пока не предприняла таких шагов? Когда и при каких условиях возможно появление завода компании в России?

- В настоящее время у Mazda нет завода не только в России, но и в Европе. И это является частью корпоративной стратегии, которая подразумевает выпуск и экспорт качественных автомобилей именно японского производства. Касательно России мы рассмотрели этот вопрос, и я бы не исключил такой возможности. Но вряд ли в следующем году здесь появится завод Mazda.

- То есть ставка делается на японское качество?

- Да, но ситуация меняется. Правильное решение зависит от политики российского правительства по отношению к автомобильному сектору. В прошлые годы страна вышла на достаточно серьезный уровень и доля импорта была высокой. Был местный спрос, у населения были деньги. А сейчас Россия отстает по продажам и выпуску автомобилей от других поднимающихся экономик, таких как Китай или Индия.

- А как кризис отразился на фирменных сервис-центрах компании? Насколько изменились поток клиентов и их запросы? Люди из-за кризиса стали реже обслуживать машины?

- Мы такого не наблюдаем. Люди аккуратно относятся к гарантийным машинам. Наши дилеры постоянно жалуются, что Mazda не требует к себе того внимания, которое с финансовой точки зрения плохо для них, но хорошо для клиентов.

Гибриды нравятся "зеленым"

- Почему компания отказалась от продолжения выпуска 6-й модели в модификации MPS?

- Не хватало спроса. Нет, в России все пошло великолепно. Но, к моему сожалению, мировая тенденция ведет к внедрению двигателей поменьше, габаритов поскромнее. В первую очередь покупатели заботятся об экологии. И спрос падает не только на Mazda, но и вообще на машины такого класса.

- Есть ли в планах компании выпуск крупного седана, например размерного класса E, и возрождение имени Cosmo?

- Cosmo… это было давно. Но не все, что было хорошо в прошлом, удачно возрождается, и этому есть много примеров. Mazda – не очень большая компания, и мы всегда должны выбирать, на что делать ставку. Хотим ли мы выпустить Mazda3 MPS или же Mazda6 MPS? Выбор для нас и для нашего рынка легкий. Естественно, мы хотим Mazda3 MPS, которая у нас есть. Хотим ли мы иметь Cosmo или MX-5, который является самым продаваемым автомобилем в своем классе? Это – икона, мы выпускаем его уже 20 лет, у марки огромный успех, и она постоянно совершенствуется. Но автомобильному производителю нужен массовый спрос. Понятно, что MX-5, хотя и самая продаваемая в своем сегменте, никогда не выйдет на уровень Mazda6.

Асатур Бисембин