Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Юрий Осинцев: местные власти должны обеспечивать социальную стабильность

13 ноября 2009, 09:57
Новости партнеров
После многолетнего экономического роста и повышения благосостояния граждан Россия столкнулась с серьезными экономическими вызовами.

Как и во всем мире, мы в полной мере ощутили и падение производства, и рост безработицы, и снижение доходов населения. Теперь, для выхода из кризиса и обеспечения устойчивого долгосрочного развития необходимо найти внутренние источники роста.

Второй Национальный инвестиционный форум "Муниципальная Россия" посвящен не только вопросам минимизации последствий негативного влияния финансово-экономического кризиса, но и вопросам посткризисного социально-экономического развития муниципальных образований, поиску будущих "точек роста".

Впервые серьезно говорить о развитии кризисных явлений и о задачах по минимизации последствий экономического кризиса мы начали более года назад и за этот период времени органами власти всех уровней проделан значительный объем работ по реализации антикризисных мер.

Программа Антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год – главный документ, определяющий политику государства по минимизации последствия финансового кризиса – и затрагивает деятельность всех органов публичной власти в равной мере.

Особенно необходимо отметить, что на органы местного самоуправления, как уровень власти наиболее приближенный к населению, возложена большая ответственность за обеспечение стабильности, прежде всего в социальной сфере.

По данным мониторинга Минрегиона России, во многих городских округах и муниципальных районах организованы антикризисные штабы, реализуются антикризисные планы.

Во второй половине 2009 года наметился переход от организационных мер (мониторинга социально-экономических показателей и информирования органов государственной власти о происходящем) к конкретным решениям.

Прежде всего, эти решения касались развития на муниципальном уровне федеральных мер по снижению безработицы. Важным направлением стала поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства. Органы местного самоуправления осуществляют целый ряд мер:
  • участие субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации государственного и муниципального заказа;
  • упрощение подключения малых предприятий к электросетям и иным объектам коммунальной инфраструктуры.
  • предоставление муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в пользование на льготных условиях на долгосрочной основе;
  • создание институциональной среды обеспечивающей развитие малого и среднего бизнеса.

В целях стимулирования местных товаропроизводителей на рынках выделяются специальные места на льготных условиях или на безвозмездной основе.

Одним из важнейших направлений деятельности муниципалитетов является разработка и реализация мероприятий по энерго- и ресурсосбережению.

Практически во всех муниципальных образованиях для сокращения бюджетных расходов оптимизируется структура управления, сеть предоставления муниципальных услуг, идет отказ от необязательных расходов.

Сегодня можно констатировать, что большинство муниципальных образований доказало, что возложенные на них полномочия могут осуществляться с высоким уровнем эффективности.

Однако стоит признать, что весь потенциал деятельности органов местного самоуправления не задействован.

Основные антикризисные меры, реализуемые органами местного самоуправления самостоятельно, направлены на нейтрализацию текущих последствий кризиса и практически не обеспечивают создание условий посткризисного развития. Так, основной объем общественных и временных работ осуществляется в сфере благоустройства территорий, и не в полной мере был сконцентрирован на создании условий для дальнейшего развития.

В рамках решения проблем, сдерживающих эффективность муниципальных образований по минимизации кризисных последствий и переходу муниципальных образований на режим стабильного социально-экономического развития, Минрегионом России уже проведен комплекс работ и подготовлены соответствующие предложения.

Был разработан и согласован с заинтересованными ведомствами проект общих методических рекомендаций по разработке модельного плана региональных антикризисных мер, в реализации которых будут непосредственно задействованы органы местного самоуправления.

Министерство регионального развития Российской Федерации уделяет повышенное внимание вопросам финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Сегодня необходимо предоставить органам местного самоуправления возможность более эффективно планировать деятельность по социально-экономическому развитию муниципалитета.

Отдельно хотелось бы отметить важность повышения информационной открытости органов местного самоуправления. Органами местного самоуправления принимаются эффективные решения, порой нестандартные, которые необходимо распространять как интересный передовой опыт. Сегодня Министерство проводит работу по созданию системы обмена опытом реализации органами местного самоуправления возложенных на них полномочий, в рамках которой уже собрана информация из 55 субъектов Российской Федерации. Итогом этой работы будет общероссийская система сбора, анализа и распространения лучшей практики организации местного самоуправления.

Во многих регионах процесс оптимизации местных бюджетов сопровождается сокращением не только фондов оплаты труда, но и численности муниципальных служащих.

Полагаю, что такие сокращения должны быть объективно обоснованными и не приводить к снижению качества и эффективности предоставления публичных услуг.

Одновременно в целях формирования системного подхода к обеспечению органов местного самоуправления квалифицированными кадрами Минрегион России приступил к разработке Концепции реализации государственной политики подготовки кадров для органов местного самоуправления.

Если решение вышеуказанных проблем затрагивает большинство муниципальных образований, то есть территории, более других подверженные влиянию кризиса, в которых нужно принимать особые решения.

Это монопрофильные муниципальные образования, которых сегодня в России насчитывается порядка 350 и в которых проживают около 20 % городского населения страны. Основой для решения конкретных проблем таких муниципалитетов должна стать разработка и реализация Комплексных планов поддержки и развития города, которые должны быть направлены, прежде всего, на:
  • повышение конкурентоспособности градообразующих предприятий и создание новых мощностей;
  • создание новых альтернативных видов деятельности.

Работа по этому направлению организована в рамках межведомственной рабочей группы Минрегиона России.

Также Минрегионом России совместно с Минфином России подготовлены предложения по порядку предоставления финансовой помощи на стабилизацию ситуации и развитие моногородов, на основе которых принято решение о помощи нескольким субъектам Российской Федерации с наиболее сложной обстановкой в моногородах путем предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Действующие региональные и муниципальные антикризисные программы носят, как правило, краткосрочный характер, но по мере стабилизации экономической ситуации они должны быть скорректированы и продолжить свое действие.

При этом, особый акцент в муниципальных программах развития должен быть сделан, в первую очередь, на развитие человеческого капитала, повышение конкурентоспособности муниципальных образований, реализацию их инвестиционного потенциала, привлечение государственного и частного финансирования для реализации инфраструктурных и социальных проектов. Хочется надеяться, что второй форум "Муниципальная Россия" станет эффективной площадкой для диалога муниципальных властей и бизнес сообщества, для обмена опытом и для выработки конкретных решений по реализации текущих и перспективных планов развития муниципальных образований.

Очень важно помнить, что вся наша работа должна быть нацелена на решение главной задачи – повышение качества жизни населения, так как именно это и будет определять будущий эффект экономического роста России.

Муниципальная Россия