Список банкротов из числа крупнейших компаний может существенно пополниться через полгода. Так, в сложном положении находятся зерновая компания «Настюша», агрохолдинг «Продо». Часть компаний сами инициировали свое банкротство. Основание – невозможность исполнить требования кредиторов. Подобным образом поступили питерский автодилер «Блок моторс», одна из компаний группы «Агрика» (на головную компанию которой в свою очередь подан иск от КБ «Рублев»), Ростовский электрометаллургический завод, входящий в группу «Эстар».
Порой временным управляющим удается найти пути реструктуризации задолженности, устраивающие и должника, и кредитора. Не в состоянии расплатиться по обязательствам оказались компании, избравшие агрессивную стратегию развития за счет заемного капитала. Растущая экономика предоставляла массу возможностей для увеличения доли рынка. Предприятия брали кредиты в расчете, что в течение 3–5 лет бизнес увеличится настолько, что удастся расплатиться с долгами. Заемщики попросту потеряли осторожность. В обычных условиях кредитный рычаг действительно помогал быстро наращивать объемы бизнеса. Но он сломался под тяжестью дефицита ликвидности. Яркий пример – стремительно развивавшийся «Красэйр». Такая модель роста вкупе со спецификой авиационного бизнеса (перевозчики при небольшом уровне рентабельности существуют за счет приличного оборота) привела к первому крупному кризисному банкротству.
Другие компании пали жертвой проблем у своих контрагентов. Задолженность поставщика авиатоплива ТД ТОАП стала формироваться летом 2006 года, когда пошли задержки по оплате за керосин со стороны членов альянса AirUnion. К осени 2008 года только «Красэйр» задолжал ТОАП 3,5 млрд рублей. В октябре закончится этап временного управления заправочной компанией, и тогда станет ясно, удалось ли управляющему реструктурировать задолженность. Банкротов могло быть больше, если бы не помощь сильных игроков, заинтересованных в получении интересных активов конкурентов, а также государственных структур. Например, «Автовазу», несущему гигантские убытки, государство помогает и прямо (компания получила беспроцентные субсидии на 25 млрд рублей), и косвенно – вводя заградительные пошлины на импорт подержанных иномарок. Другой яркий пример – «КИТ Финанс», проблемы которого грозили обернуться тяжелыми последствиями для всей банковской системы.
Компании, признанные банкротами
Место в «Ф.-500» |
Компания |
Специализация |
Выручка в 2008 году, млрд руб. |
198 |
Инком-лада (Инком-авто) |
Розничная торговля |
29,000 |
260 |
Амтел-Фредештайн |
Шинное производство |
21,699 |
455 |
Генезис |
Фармдистрибуция |
11,468 |
466 |
Красэйр |
Транспорт |
11,015 |
Некоторые компании, находящиеся в сложном финансовом положении
Место в «Ф.-500» |
Компания |
Специализация |
Выручка в 2008 году, млрд руб. |
82 |
Группа Эстар |
Черная металлургия |
60,000 |
179 |
Зерновая компания Настюша |
Сельское хозяйство |
31,526 |
221 |
Аптечная сеть 36,6 |
Розничная торговля |
25,615 |
229 |
Продо |
Оптовая торговля |
24,600 |
242 |
Казаньоргсинтез |
Химия и нефтехимия |
23,469 |
273 |
Ижавто |
Автопром |
20,892 |
287 |
Промышленная группа Маир |
Металлотрейдинг |
19,704 |
292 |
Группа Мир |
Розничная торговля |
19,482 |
316 |
Алпи |
Розничная торговля |
18,000 |
327 |
Инпром |
Металлотрейдинг |
16,790 |
388 |
Агрика продукты питания |
Продукты питания и напитки |
13,800 |
398 |
Блок моторс |
Розничная торговля |
13,399 |
433 |
ТОАП ТД |
Нефть и газ |
12,406 |