Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Конец «свободы торговли»

11 сентября 2009, 17:32
Новости партнеров
Закон о торговле – символ неверия в рыночную экономику, один из элементов построения госкапитализма, окончательного закрепления контроля за собственностью и финпотоками

Сегодня Госдума рассматривает в первом чтении один из самых противоречивых законопроектов за последние годы – закон о торговле. Его сторонники говорят о том, что розничную торговлю надо ввести в цивилизованные рамки и вообще оградить производителей и потребителей от жадности торговцев. Противники опасаются того, что вводимые законом ограничения затормозят развитие отрасли и навредят как поставщикам, так и покупателям.

Необычности истории придает множество ставших публичными интриг. В частности, в повестке дня Госдумы значится два альтернативных законопроекта – правительственный и комитета по экономической политике. К обоим прилагается положительное заключение ответственного комитета – как по экономической политике. Впрочем, я очень сильно удивлюсь, если депутаты отвергнут проект одобренный лично Владимиром Путиным – так что интрига все же отдает фальшью. Закон, увы, одобрят.

Другое дело, что попытка дополнить во втором чтении правительственный законопроект довольно одиозными положениями из альтернативного проекта – более чем предсказуема. Получилось же уже после одобрения проекта президиумом правительства втихаря дополнить его самой скандальной 16 статьей, подразумевающей запрет на более чем 25% долю в муниципальном образовании. Так что теоретически не исключено, что восторжествует и идея регулирования торговых наценок. Хотя бы временно.

Но, пожалуй, отложим обсуждение отдельных положений законопроекта до второго чтения. В конце концов, первое чтение – это про одобрение проекта в целом. Поэтому полезно посмотреть, какие прежние нормативные акты подлежат отмене. Как и положено, такая бумага сопровождает и проект закона о торговле. В числе прочих там значится Указ президента РФ № 65 от 29.01.92.

Да-да, это тот самый Указ Бориса Ельцина «О свободе торговли», после которого на улицах выстроились люди, продающие невесть откуда взявшиеся товары, стали как грибы открываться магазины и оптовые рынки. Тот самый, который привел в бизнес миллионы людей. Тот самый, в результате которого мы забыли советский смысл слова «дефицит», который – усилиями миллионов работников торговли – наполнил товарами полки магазинов. Тот самый, из-за которого мы (хотя уже и много позже) стали задумываться – а не в слишком ли консьюмеристском обществе мы оказались (смайлики ведь еще не приняты в СМИ?).

Иными словами, речь идет об отмене символического, эпохального документа. Возможно самого важного для рыночных реформ в России: именно он вернул гражданам одно из основных по сути прав человека – право покупать и продавать. Право, без которого немыслима рыночная экономика. Право, которого мы были лишены советской властью. Именно он избавил нас от унизительной невозможности обеспечить свои семьи самым необходимым или просто чем угодно. Именно он дал десяткам миллионов людей стимул работать и зарабатывать. И в конечном итоге, заложил основы для экономического роста и относительного благосостояния путинского десятилетия.

Конечно, речь идет об архаичном документе, пусть меня поправят юристы, но, видимо, практического смысла в нем давно нет. Конечно, экономика за прошедшие почти 18 лет изменилась до неузнаваемости. Тот Указ – хоть мы и редко об этом вспоминаем и почти забыли – оставался символом рыночной экономики, символом так и не сбывшихся пока надежд на превращение России в процветающую страну.

Теперь на место свободы торговли придет госрегулирование, какие-то ограничения более обременительные, какие-то менее; какие-то будут востребованы чиновниками, какие-то – нет. Но в целом закон будет символом неверия в рыночную экономику, одним из элементов построения госкапитализма, окончательного закрепления контроля за собственностью и финансовыми потоками в руках очень небольшого чиновничьего клана.

Указ президента РФ от 29.01.1992

Указ «О свободе торговли»