Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Неизвестные подробности финансового оздоровления Банка24.ру

18 мая 2011, 13:23
В 2008 году даже у АСВ опустились руки. Оказывается, Банк24.ру нашел инвестора лишь с пятой попытки.

Недавно ЦБ сообщил о том, что меры по финансовому оздоровлению Банка24.ру завершены. Досрочно. На 2,5 года раньше намеченного срока.

Но сообщения ЦБ — как история болезни. За сухими словами из информационного бюллетеня всегда кроется драма из жизни одного отдельно взятого банка. Иногда она имеет оттенок детектива, как в ситуации с банками г-на Урина, или ностальгической драмы — как в истории с «Северной казной».

История со спасением Банка24.ру определенно завершилась хэппи-эндом. Но до него всем участникам событий было уготовано еще много перипетий. О санации Банка24.ру от первого лица рассказывают участники событий.

Реанимацию проводить было поздно

Борис Дъяконов, первый заместитель председателя правления Банка24.ру:

— Я помню этот зал агентства «Интерфакс», заполненный журналистами. 2008 год. Вопросы, что с нами будет. Ответы, что мы останемся такими же красненькими и круглосуточными. И никто не поверил. Все ждали, что всех уволят, сотрут в порошок, а банка как самостоятельной единицы не будет.

Чего мы боялись тогда на самом деле? Из опыта общения с коллегами, мы понимали, что если банк постоит 10 дней, его еще можно реанимировать. Две недели — уже тяжело. У нас были перебои на протяжении четырех недель. А реанимацию после пятой минуты, как известно, можно уже не делать.

Пятый пошел...

«С Банком24.ру мы работали над поиском инвесторов долго, но иногда даже у нас опускались руки», — признается первый заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Александр Мирошников. Оказывается банков, которые были готовы принять Банк24.ру «на лечение», было несколько. Но все они поочередно слетали, когда дело доходило до реальных действий. Группа «Лайф» в лице «Пробизнесбанка» была пятым по счету инвестором.

Борис Дъяконов:

— Мы четыре раза подписывали весь пакет документов по санации банка. Один раз даже довезли его до Агентства по страхованию вкладов, и прямо перед входом за десять минут до встречи потенциальные инвесторы отзвонились и сказали: «Нет, мы не идем». Четыре раза огромный пакет документов, где все было подписано, уходил в шредер.

С «Пробизнесбанком» было по-другому. Сначала мы пожали руки, и только потом начали подписывать документы. Через сутки деньги были на корсчете, еще до поступления транша от АСВ.

Продам банк. Не бит. Не крашен.

Александр Железняк, председатель правления ОАО АКБ «Пробизнесбанк»:

— Если честно и откровенно, было страшно обнаружить, что ситуация в банке на самом деле гораздо хуже, чем может показаться. Самый серьезный риск — некачественные активы. Вы объявления о продаже автомобилей читали? Классика жанра: «небита, некрашена, в салоне не курили». Вот только когда покупаешь, оказывается, что машина-то и бита, и крашена, и вообще с трудом передвигается. Честно? Страшно было оказаться в такой ситуации. Но мы просто поверили людям. Поверили Борису Дъяконову и Сергею Лапшину. Как выяснилось, не зря.

Они работали день и ночь. Было буквально так: их в дверь — они в окно, их в окно — они в дверь. Ночами писали смс-ки и слали письма с идеями о развитии бизнеса.

Старый-новый банк

Банк24.ру по-прежнему «красненький и круглосуточный». Но по сути своей — совсем другой. Финансовое оздоровление совпало с «хирургическим вмешательством» в стратегию банка. К примеру, банк полностью отказался от кредитования крупных корпоративных заемщиков.

Борис Дьяконов:

— Раньше мы были вынуждены заниматься всем по бедности. Раз мы локальный банк, мы должны делать всё для всех. Иначе — люди не поймут. Как же? Придет он за векселем, а мы вексель не выпишем.

Сейчас мы сосредоточились на предоставлении качественных дистанционных банковских услуг по всей России. Мы по большому счету больше не Екатеринбургский банк, а федеральный. 70% вновь открываемых счетов в нашем банке — это не Екатеринбург, а столица, Сибирь и другие города. Бизнес в других регионах уже составляет 30% комиссионных доходов, через год эта цифра перевалит за половину, а потом Екатеринбург и вовсе станет просто одним из городов присутствия крупного федерального интернет-банка.

В этом плавная, постепенная, но в то же время, жесткая и бескомпромиссная трансформация из регионального и универсального банка, который делает все для всех и «как-то так», в заточенный, сконцентрированный федеральный расчетный банк.

Стремительное выздоровление

Банк24.ру вышел из санации на 2,5 года раньше намеченного срока. Такого варианта развития событий не ожидали ни в АСВ, ни в группе «Лайф».

Александр Железняк:

— Честно, мы не рассчитывали на то, что все произойдет так быстро. Нам дали немалую сумму денег. И было не очень понятно, как и когда мы сможем эти деньги вернуть АСВ. Но когда мы вошли в банк, начали работать, то поняли — что оздоравливать-то нечего. Есть стратегия, люди и деньги. Причем, по некоторым показателям прирост был в 6-7 раз. Помощь АСВ нам оказалась не нужна. Мы продали часть активов, возвратили государству всё до копейки.