Раздел Банки
15 апреля 2011, 15:37

На Урале банкоматы предупреждают о комиссиях, но не обо всех

Снятие наличных без непредвиденных трат может не обойтись, показал наш эксперимент.

Еще в прошлом году были приняты поправки к статье 29 закона «О банках и банковской деятельности». Банки обязали информировать клиентов, если они снимают деньги в «чужом» банкомате, о размере комиссии.

Статья 29 закона «О банках и банковской деятельности»:

— Кредитная организация — владелец банкомата обязана информировать держателя платежной карты до момента осуществления им расчетов... предупреждающей надписью, отражаемой на экране банкомата, о размере комиссионного вознаграждения, установленного кредитной организацией — владельцем банкомата и взимаемого ею за совершение указанных операций... а также отражать по итогам этих операций информацию о комиссионном вознаграждении кредитной организации — владельца банкомата в случае взимания такого вознаграждения на чеке банкомата.

Как нам рассказали в банке «Кольцо Урала», банкам пришлось понести определенные затраты для выполнения указаний ЦБ и доработать программное обеспечение банкоматов. «Наш банк не взимает комиссию с «чужих» карт за обслуживание в собственной банкоматной сети, о чем клиенты получают уведомление до подтверждения операции в банкомате. В сценарий работы банкоматов добавлен экран с уведомлением о размере комиссии 0% и подтверждением проведения операции», — объясняет начальник департамента платежных систем и карточных проектов банка «Кольцо Урала» Ольга Шарафеева.

Однако в марте ЦБ вновь пришлось напомнить банкам о честности. Видимо, еще не все успели «научить» банкоматы информации о комиссиях. Вот и наши пользователи сообщают о том, что наличные до сих пор слишком дорого обходятся из-за комиссий, о которых иногда не говорят.

Мы решили разобраться в ситуации и лично проверить, как банки исполняют указания регулятора. Оговоримся сразу, наше мини-исследование не претендует на роль полноценного экспертного анализа. Мы поступили, как самый заурядный обыватель — просто попробовали снять наличные в нескольких банкоматах. Никакой логики в выборе банкоматов и их последовательности нет, кроме простого маршрута следования нашего героя.

Напомним, по замыслу Центробанка, информировать клиента об уровне комиссии банки должны предупреждающей надписью на экране банкомата до момента транзакции. Размер комиссии может отображаться как процент от суммы операции или как фиксированное значение. То есть о том, сколько денег с вас возьмут дополнительно, вы должны узнать до того момента, как снимете необходимую сумму наличных.

Банкам также рекомендовано информировать клиентов и об отсутствии комиссионного вознаграждения. Такая честность в отношении с клиентом, по мнению ЦБ, даст возможность отказаться от операции в случае, если предложенные банком условия клиента не устраивают.

Итак, выходим «в поля». В кошельке у меня — карта «Альфа-банка» (недавно приобретенная для тест-драйва системы интернет-банкинга), а в руках — фотоаппарат, дабы все для вас документально зафиксировать.

Первый на пути нашего следования банкомат «МДМ Банка». И сразу приятное открытие: о комиссии, и вправду, говорят. Еще более приятное открытие: комиссия — 0 рублей и 0%.

Судя по всему, «МДМ Банк» честен и совсем не жаден: оповещает даже о нулевой комиссии.

Огорчило СМС-оповещение. «Альфа-Банк» сообщил, что выдача наличных прошла успешно. Сумма 100 рублей. Только вот остаток на счете красноречиво говорит о том, что со счета было списано не 100, а 199 рублей. Ни слова о какой бы то ни было комиссии. Ну да ладно, разберемся позже.

Банкомат номер два на нашем пути — «ТрансКредитБанк». Механизм на редкость неразговорчивый. Ни слова о комиссии (или о ее отсутствии) нам не сказал. Зашелестев купюрами, мгновенно выдал деньги и чек.

Банкомат ВТБ24 первый, кто спас нас от непредвиденных трат, предупредив о том, что комиссию может удержать банк, в котором выпущена карта.

Следующий наш пункт — банкомат «Русь-Банка». Он тоже оказался не сильно разговорчивым и перед тем, как выдать наличные, спросил лишь о том, нужен ли нам чек. На чек согласились. В ответ получили купюру в 100 рублей, чек и СМС-ку о том, что баланс счета «похудел» на все те же 199 рублей.

«Инвестбанку» сегодня достается вторая «пятерка». И комиссия в банкомате 0 рублей, и о том, что банк, выпустивший карту, может взять дополнительную «мзду», тоже предупредили.

Последний факт окончательно убедил меня в том, что нужно разбираться в тарифах «Альфа-Банка» и искать, какую комиссию банк берет за снятие наличных в чужих банкоматах. Обнаружила, что документы, выданные при оформлении счета, погрязли в кипе бумаг в бездонных ящиках стола. Найти там хоть что-то уже не представляется возможным. Иду на сайт к «Альфе». Там все радужно и красиво.

Судя по разделу «Снятие наличных», получить деньги можно где угодно и когда угодно. Только вот во сколько это может обойтись — ни слова.

Смотрю в разделе «Документы и Тарифы». Открываю «Тарифы ОАО «Альфа-Банк» по Договору о комплексном банковском обслуживании». Просматриваю 102 страницы текста и таблиц, но нужную информацию так и не нахожу. Впрочем, вполне возможно, по невнимательности — досконально изучить столь внушительный документ не так просто.

Отчаявшись, звоню на горячую телефонную линию банка. Специалист колл-центра подтверждает: комиссия за снятие наличных в чужих банкоматах действительно есть. Она составляет 1,25% от суммы, но не менее 119 рублей.

На мой вопрос о том, почему же у меня четыре раза сняли 99 рублей, то есть на 20 рублей меньше, ответить не смогли и предложили просто порадоваться такому счастливому стечению обстоятельств.

Итого.

Из шести банкоматов о комиссии нас предупредили только три.
Мы четыре раза сняли по 100 рублей. Общая сумма снятия — 400 рублей, со счета было списано 796 рублей.
Ни один банкомат комиссии не снял. Все траты обусловлены комиссией банка, выпустившего карту, за снятие наличных в сторонних банкоматах.

Выводы:

Доверяй, да проверяй. Если банкомат чужого банка пишет, что не возьмет с вас комиссию, это вовсе не означает, что комиссию с вас не снимет ваш собственный банк.
Читать, читать и еще раз читать договор со своим собственным банком.
Быть верным клиентом и не «изменять» своему банку с чужими банкоматами.