Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Даже красивые операционистки не спасают! Бизнесмены отказываются ходить в банки

7 июля 2015, 10:00
Даже красивые операционистки не спасают! Бизнесмены отказываются ходить в банки
Фото: архив 66.ru
Рекордный рост количества пользователей дистанционных каналов обслуживания фиксируют банки на Урале.

Притча о том, что скоро банкам будут не нужны отделения и живые сотрудники — все заменит интернет и роботы, существует уже добрый десяток лет. За эти годы некогда мифическое предсказание футурологов сбылось, но лишь отчасти. Ходить в отделения банков действительно стало необязательно для совершения большинства операций, а вот роботы не прижились: менталитет у нас такой, что поговорить хочется, в глаза посмотреть и руку пожать.

Первыми из отделений банков ушли физлица. Своеобразная революция произошла в 2012 году, когда более половины операций в Сбербанке стали совершать через удаленные каналы обслуживания (банкоматы, платежные терминалы, интернет-банк и мобильные сервисы), по итогам прошлого года доля таких операций уже перевалила за 80%.

Следом за физлицами на удаленку переходит малый и средний бизнес. Привыкнув пользоваться ноутбуком и планшетом для решения личных финансовых задач, предприниматели предъявляют такие же требования и к банку, в котором обслуживается их бизнес. В том же Сбербанке число активных пользователей «Сбербанк Бизнес Онлайн» на Урале превысило 101 тысячу, за год их количество выросло почти в полтора раза. Тенденция характерна не только для крупных федеральных игроков, но и для региональных банков. «Общий процент клиентов, активно использующих систему интернет-банкинга, сегодня превышает 80%», — подтверждают высокое проникновение услуг в банке «Кольцо Урала».

Александр Васильев, директор управления транзакционного бизнеса Уральского банка Сбербанка России:

Даже красивые операционистки не спасают! Бизнесмены отказываются ходить в банки

— Драйверы роста очевидны: это скорость совершения операций, удобство использования, безопасность, более низкая стоимость по сравнению с офлайновым обслуживанием. Сегодня интернет-банкинг — один из наиболее значимых сервисов, по уровню которого корпоративные клиенты зачастую и выбирают банк.

Кроме того, среди причин роста есть и независящие от работы банков вещи. Одна из главных — развитие интернета.

Кирилл Сорокин, начальник управления комиссионных продуктов РКО банка «Кольцо Урала»:

Даже красивые операционистки не спасают! Бизнесмены отказываются ходить в банки

— Мы наблюдаем повальную интернетизацию. Сегодня у каждого под рукой есть если не компьютер с кабельным интернетом, то смартфон с приличным мобильным интернетом. А в условиях мегаполиса и вечных пробок физические визиты в банковские отделения становятся не такой простой задачей. Поэтому у предпринимателей возникает закономерное желание вести дела, не вставая с места. Собственно, спрос рождает предложение в виде сервисов ДБО и мобильных возможностей.

Стали появляться даже банки, ориентированные исключительно на дистанционное обслуживание клиентов. Самые яркие примеры — «Рокетбанк» для физлиц и «Точка» для предпринимателей. Однако и классические банки из гонки дистанционных вооружений не выбывают. Мы решили разобраться в том, что среднестатистический предприниматель сегодня может сделать, не приходя в офис банка.

Даже красивые операционистки не спасают! Бизнесмены отказываются ходить в банки

Занято!

Стать клиентом банка, не приходя в офис. Эта услуга долгое время была камнем преткновения между существующим законодательством, возможностями банка и желаниями клиента. Банки и рады бы были открыть счет по одному клику мышки, но сделать это не позволяет законодательство. В итоге на рынке появился компромиссный продукт: через интернет кредитные организации принимают заявки на открытие расчетного счета, а всю бумажную работу и необходимую по законодательству идентификацию клиента оставляют до визита предпринимателя в ближайшее отделение.

Основные плюсы для клиентов в этом случае в том, что сразу после онлайн-резерва клиент получает номер расчетного счета. С этого момента банк готов принимать денежные средства в пользу клиента.

Александр Васильев:

— Онлайн-резервирование расчетного счета — это новая услуга для корпоративных клиентов, которая дает возможность быстро получить номер своего будущего расчетного счета, всего лишь имея доступ в интернет. Сервис запущен в конце прошлого года и уже доказал свою актуальность. Так, если в первом квартале 2015 года только каждый четвертый счет открывался через сервис онлайн-резервирования, то во втором квартале эта цифра составляет более 90%.

Номер зарезервированного счета сохраняется за клиентом несколько рабочих дней (как правило, около недели). В течение этого срока необходимо принести в отделение банка пакет документов для открытия счета. Некоторые банки предоставляют возможность также через сайт записаться на оформление документов в определенный офис и на конкретное время.

Даже красивые операционистки не спасают! Бизнесмены отказываются ходить в банки

Раньше для открытия расчетного счета необходимо было лично приходить в банк, теперь заявку можно оставить через интернет, а в банк прийти только на подписание документов.

В мониторе и в планшете

Система интернет-банкинга для бизнеса — сегодня это уже классическая банковская услуга. Интернет-банк любого уважающего себя банка уже давно научился дружить с любыми браузерами, импортировать и экспортировать платежные поручения из основных бухгалтерских программ и подписывать их непосредственно в «1С:Бухгалтерия».

Кроме этого, в начинке интернет-банка по умолчанию заложены возможности просматривать поступления на счет, формировать выписки, совершать платежи, создавать копии платежных поручений и ответные платежные.

Дарья Липовцева, руководитель направления развития дистанционных сервисов сервиса «Точка»:

Даже красивые операционистки не спасают! Бизнесмены отказываются ходить в банки

— Уже сейчас банки разрабатывают автозаполнение платежей. Клиенту достаточно ввести какой-то ключевой параметр операции — и все данные по платежу подтянутся автоматически. Это касается всех платежей: и по основному виду деятельности, и платежей в бюджет. Если клиент когда-либо уже отправлял платеж контрагенту, не нужно будет сохранять его в специальные шаблоны. Система сама запомнит его и в следующий раз уже автоматически заполнит все необходимые поля платежки: для этого достаточно ввести название или ИНН получателя.

Основная работа в банковских IT-подразделениях сейчас ведется над тем, чтобы перенести все возможности интернет-банкинга в мобильные приложения. «Среди последних реализованных нововведений — открытие онлайн-депозитов, личный кабинет для обмена юридически значимыми документами, мобильное приложение для планшетов и смартфонов», — подтверждают в Сбербанке.

В банке «Кольцо Урала» к релизу специального приложения в AppStore и Google Play пока только готовятся. «Процесс будет происходить в два этапа: сначала «юрикам» будет открыт доступ к созданию и подписи платежек, а затем — и к возможности направлять отчетность в госорганы», — поясняют в банке.

Виртуальный депозит с реальным доходом

Еще одна из относительно новых функций онлайн-банкинга для юрлиц — возможность открывать депозиты через интернет. Главные преимущества продукта — экономия времени и повышенная ставка.

Александр Васильев:

— Открыть онлайн-депозит можно через систему интернет-банкинга «Сбербанк Бизнес Онлайн». Операция по открытию депозита, которая с учетом посещения банковского офиса раньше занимала у предпринимателя несколько часов, теперь проходит за несколько минут. Помимо скорости и удобства онлайн-депозиты приносят и дополнительный доход: ставка по ним выше, чем по классическим депозитам, открываемым в филиале банка.

В линейке крупнейшего банка страны продукт появился недавно — в феврале 2015 года и сразу начал набирать обороты. Уже по итогам 1-го квартала более 61% операций по открытию депозитов корпоративные клиенты банка на Урале совершали через интернет, а во 2-м квартале таких было уже более 95%. Всего в первом полугодии 2015 года дистанционно было открыто 11,6 тысячи депозитов, тогда как в офисах банка — всего около 3,5 тысячи.

Начальник в отпуске, зарплата — на картах

Зачисление зарплаты на банковские карты для банков и клиентов не новшество. Но сама технология в последние год-два претерпела значительные изменения. Раньше достаточно большой объем данных приходилось заводить вручную, и бухгалтер тратил на эту процедуру от нескольких часов до нескольких дней. Современные же технологии позволяют сформировать один реестр и отправить его через интернет-банк. «Использование этой схемы позволило 90% клиентов зачислять заработную плату на карту в течение 10 минут, а оставшимся 10% клиентов — в течение 90 минут. При этом бухгалтер компании-клиента имеет возможность отслеживать зачисления в режиме онлайн», — говорят в Сбербанке.

Эта функция, очевидно, скоро также прирастет дополнительными возможностями. Так, например, в «Точке» разработали функцию «отложенный платеж». Директор может сам выбрать дату, когда ему нужно выплатить зарплату, и спокойно ехать отдыхать, например. Деньги в нужный день автоматом переведутся на карты сотрудников.

Раньше банки, особенно крупные, вводили ограничения по количеству сотрудников и размеру фонда оплаты труда. Сегодня даже крупные госбанки готовы работать с самым малым бизнесом — компаниями, в которых работает 1–2 человека. Да и в правительстве все чаще говорят о том, чтобы обязать работодателей начислять заработную плату сотрудникам исключительно на банковские карты.

Даже красивые операционистки не спасают! Бизнесмены отказываются ходить в банки

У нас самообслуживание

С управлением финансами безналичными все относительно понятно: в интернет-банке они могут поступать от контрагентов, уходить на оплату необходимых товаров или услуг, начисление зарплаты или уплату налогов. А что делать предпринимателям, чей бизнес напрямую связан с наличными? Куда идти с пачками денег продавцу мороженого или владельцу ремонтной мастерской? До недавнего времени вариантов тут было всего два: первый — в кассу банка, второй — вызывать инкассаторскую машину. Оба пути не слишком удобны для малого и микробизнеса: вызов инкассаторской машины — это дорого для бизнеса с небольшим оборотом, а попасть в отделение банка почти нереально из-за несовпадения графика, ведь предприниматели заканчивают работать гораздо позже, чем стандартные банковские отделения.

Несколько лет назад для такой категории клиентов банки активно стали внедрять и продвигать услугу самоинкассации. Принцип очень прост: находите банкомат с функцией приема наличных (cash-in), вставляете в банкомат корпоративную карту и вносите наличные. В общем, все точно так же, как при пополнении обыкновенной карточки с помощью банкомата. Все работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Даже красивые операционистки не спасают! Бизнесмены отказываются ходить в банки

Банкоматы, в отличие от отделений, работают без перерывов и выходных.

В Екатеринбурге такую услугу предоставляют несколько банков. При выборе главное — оценить, как много у того или иного банка устройств, которые могут принимать наличные.

Дорогая бумага

«Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение», — так рассуждал герой фильма «Москва слезам не верит», оператор «Останкино» Родион Рачков. Если бы он жил в наше время, то определенно сказал бы, что будет один сплошной интернет.

Постепенное отмирание бумажных взаимоотношений между компаниями, банками и госорганами уже началось. Одним из первых из банков на рынок электронного документооборота вышел Сбербанк в 2013 году. С помощью системы E-invoicing госбанк дал возможность своим клиентам обмениваться всеми первичными документами вроде договоров, счетов-фактур, актов выполненных работ исключительно в электронном виде. Также исключительно в виртуальном виде можно предоставлять отчетность в государственные органы. Благодаря использованию электронной подписи все документы имеют юридическую силу.

Помимо удобства переход к электронному документообороту несет и существенную экономию. Согласно исследованию Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий, потери российской экономики от применения бумажного документооборота в 2013 году достигали 900 млрд рублей в год. По подсчетам Сбербанка, бизнес на каждом бумажном документе теряет в среднем 80 рублей.

Даже красивые операционистки не спасают! Бизнесмены отказываются ходить в банки

В условиях бумажного документооборота каждый документ обходится примерно в 80 рублей. А банк за один исходящий документ возьмет только 10 рублей (при обороте до 10 тыс. документов в месяц). Все входящие документы, как входящие звонки на мобильный, будут доставлены бесплатно. В результате экономия на каждом документе — 70 рублей.

Это, конечно, усредненная цифра, в каждой конкретной компании она может быть чуть больше или чуть меньше, но сам факт того, что без бумаги работать выгоднее, налицо.

Больше и быстрее

Дистанционное обслуживание определенно будет развиваться и дальше. Это тот редкий случай, когда услуга действительно выгодна обеим сторонам. Сдерживающим фактором могут стать некоторые законодательные ограничения.

Кирилл Сорокин:

Даже красивые операционистки не спасают! Бизнесмены отказываются ходить в банки

— В России сейчас крайне сложно оказывать юридическим лицам (именно юридическим) максимально удаленный сервис, не нарушая при этом разнообразные нормы законодательства.

В Сбербанке отмечают также тот факт, что многие люди привыкли работать по старинке, когда можно прийти в отделение банка и поговорить с живым операционистом.

Александр Васильев:

Даже красивые операционистки не спасают! Бизнесмены отказываются ходить в банки

— Развитие дистанционных продуктов, совершенствование их интерфейса, расширение функциональности еще долго будут оставаться в числе главных трендов в банковской сфере. Вместе с тем остаются и сдерживающие факторы, основные из них — привычка клиентов работать по старинке и отсутствие качественного доступа в интернет на многих территориях.

«Здесь важно не переборщить. Люди хотят хорошего человеческого обращения и помощи», — подтверждает Василий Юрченко, директор по продукту в «Точке». Так что банковские офисы с улиц города не исчезнут, а живых операционистов не заменят роботы. По крайней мере в ближайшее десятилетие. Но формат их работы определенно будет меняться.

Фото: архив 66.ru. Инфографика: Сергей Логинов для 66.ru