Раздел Банки
13 августа 2012, 19:42

Уральских банкиров ждут молот ЦБ и наковальня вкладчиков

Кредитные структуры Урала готовятся к сезону деловой активности. На повестке дня — борьба за клиентов, сберегательный пыл которых может угаснуть из-за роста тарифов ЖКХ, и новые подходы к рекламе.

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) обнародовало очередной отчет о состоянии рынка розничных депозитов УрФО. Как рассказали Порталу 66.ru в пресс-службе АСВ, за первую половину 2012 года уральцы принесли в банки 22,7 млрд рублей. Общий размер портфеля розничных банковских вкладов по УрФО на 1 июля составил таким образом 338,5 млрд рублей.

По статистике агентства, наиболее заметный прирост денег уральцев на своих счетах (на 9,3%) в I полугодии продемонстрировали 9 банков, в каждом из которых сосредоточено свыше 10 млрд рублей средств населения. Небольшая положительная динамика по этому показателю (+1,4%) зафиксирована также в маленьких банках, общие суммы розничных вкладов в которых не превышают 1 млрд рублей. В «середняках» же объемы вкладов сократились на 0,4–1,4%.

Другой отличительной особенностью минувшего полугодия стал заметный рост рекламных расходов уральских банков. В этом периоде на маркетинговые цели кредитные структуры УрФО потратили 423 млн рублей — это на треть больше 320 млн рублей, потраченных ими в I половине 2011 года.

В текущем году стремление уральцев накопить побольше денег на банковских счетах не ослабевало даже в традиционный период отпусков, сообщил в беседе с корреспондентом Портала 66.ru директор филиала «БКС Премьер» в Екатеринбурге Евгений Марчук. Эксперт ожидает, что с сентября приток вкладчиков в банки усилится, поскольку, с одной стороны, в этот период начнется рост пособий и зарплат бюджетникам, а с другой стороны, могут сохраниться кризисные ожидания.

Управляющий уральским филиалом ВТБ24 Сергей Кульпин отмечает, что причинами активного поведения вкладчиков в I полугодии стали низкая инфляция и повышение зарплат в бюджетном секторе.

Сергей Кульпин, управляющий уральским филиалом ВТБ24:

— Именно с этими факторами мы связываем некоторое усиление сберегательной активности, а также высокий рост объемов кредитования, опережающий прогнозы, в первой половине года. Второе полугодие для населения страны будет более сложным, так как начнется рост инфляции.

Также финансист не разделяет мнения о том, что осенью вкладчики будут вести себя еще активнее. Он полагает, что летнее увеличение коммунальных тарифов практически сразу отразится на семейных бюджетах и на сберегательной активности. По прогнозам специалистов ВТБ24, объем розничных вкладов в банках вырастет на 16–17% за год. Это будет чуть меньший, чем в прошлом году, но все равно хороший результат, говорит эксперт.

Нынешней осенью уральские банки, которые решат предложить вкладчикам доходность выше среднерыночной, рискуют привлечь к себе пристальное внимание Центробанка. До этого слишком высокие ставки по вкладам уже не раз вызывали беспокойство регулятора, который в отдельных случаях готов идти на крайние меры в отношении участников рынка. Достаточно вспомнить судьбу первоуральского банка «Универсал», который в кризис первым из российских банков пал жертвой собственной жадности. Его деятельность была подорвана ограничениями на привлечение вкладов, наложенными ЦБ.

Теперь же у регулятора может появиться еще один инструмент воздействия на банки, предлагающие чрезмерно дорогие вклады. На минувшей неделе на рассмотрение Госдумой были внесены поправки, дающие ЦБ право на регулирование депозитных ставок в банках, сообщает РИА «Новости». Таким образом, если сейчас ЦБ может влиять на жадных до денег населения игроков только опосредованно, то после одобрения предложенных поправок депутатами и Совфедом он получит прямой рычаг контроля над доходностью вкладов.

В этих условиях банкам, остро нуждающимся в частных деньгах для пополнения ресурсной базы, придется проявить смекалку и осторожность в продвижении своих услуг. Поэтому, вполне вероятно, в ближайшее время с улиц Екатеринбурга исчезнет реклама, предлагающая «вклады до 12,5% годовых». Вместо этого банки начнут продвигать собственный бренд без привязки к конкретным условиям по продуктам, прогнозируют уральские финансисты.

Евгений Марчук, директор филиала «БКС Премьер» в Екатеринбурге:

— Наверное, преждевременно говорить о продвижении банковских продуктов без указания конкретной ставки и реальных преимуществ. Но этот тренд будет набирать обороты и в текущем, и в следующем году, в том числе в связи с последними новостями от ЦБ касательно контроля уровня ставок. Финансовые организации начинают конкурировать на уровне бренда и качества обслуживания, нежели за счет конкретных условий по продуктам.

100-миллионный прирост расходов на банковский маркетинг сами банкиры объясняют естественным ростом цен на рекламные носители и высокую активность конкурентов.

Сергей Кульпин:

— Указанный прирост — это адекватная оценка развития рынка. В этом году хорошо развиваются все розничные направления банковского бизнеса. Потребитель восприимчив к рекламе, расходы на рекламу на растущем рынке могут окупиться с большей вероятностью. Не будем также забывать про индивидуальные стратегии отдельных банков, которые запланировали активное территориальное развитие сети и заложили на продвижение чуть больше средств соответственно.

По данным ВТБ24, в целом по России расходы банков на рекламу в I полугодии 2012 года выросли на 50% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. В то же время на продвижение конкретно вкладов банки потратили в 2,5 раза больше. При этом объем банковской рекламы в интернете вырос в 2 раза, а в кинотеатрах — в пять раз.