Раздел Банки
2 февраля 2012, 12:04

Уральские банки отправились в «комиссионку»

Кредитные структуры намерены и дальше активно разрабатывать нишу денежных переводов и дистанционных сервисов, за освоение которой взялись еще в прошлом году.

Год назад их руководители говорили о необходимости выхода на новый перспективный рынок, достаточно плотно занятый платежными системами и терминальными сетями. Теперь к этой мотивации добавилось и желание снизить возможные риски на фоне нестабильной экономической ситуации.

Наиболее рискованным бизнесом для банков является кредитование, и ряд банков уже начал, в частности, придерживать рост портфелей корпоративных займов.

В данный момент о массовом сокращении кредитования, по словам региональных банкиров, речи не идет. Стремление углубиться в расчетное обслуживание, на котором банки зарабатывают за счет комиссий за осуществление операций, обуславливается в первую очередь динамичным развитием рынка. И только в последнюю — желанием обезопасить себя от потрясений.

Так, УБРиР в 2011 году нарастил объемы комиссионной прибыли, получаемой от платежей, переводов и обслуживания расчетных счетов, на 56 % по сравнению с 2010 годом. На 2012 год прирост запланирован на уровне 79 %.

Президент банка Антон Соловьев в комментарии Порталу 66.ru отметил, что бизнес, связанный не с процентным риском, а исключительно с оказанием финансовых услуг, действительно является идеальным с точки зрения банка. Но добиться того, чтобы доля операционной прибыли в общем объеме достигла хотя бы 40 % — титанический труд. Тем не менее, банковские сервисы стремительно наращивают популярность у населения.

Антон Соловьев, президент УБРиР:

— Все большее количество людей пользуется больше, чем одной услугой. У кого-то уже две кредитные карты, у кого-то три счета в разных банках. Кто-то практически не посещает банковские отделения, а управляет своим счетом, допустим, со смартфона. Это приводит к тому, что клиенты покупают все больше и больше услуг. Темпы роста, которые показаны по итогам 2011 года, и те, что мы видим в планах на 2012 год — тому подтверждение.

Банки стали обращать внимание на комиссионное обслуживание, когда на этом рынке появились небанковские игроки — терминальные сети и электронные деньги, отмечает зампред правления СКБ-Банка Татьяна Ушкова. По ее словам, сейчас и сотовые операторы заявляют о своем серьезном намерении зайти в этот бизнес. Банки стали больше внимания уделять как технологическим решениям, так и продвижению комиссионных услуг, чтобы не терять этот рынок, говорит эксперт.

Татьяна Ушкова, заместитель председателя правления СКБ-Банка::

— Комиссионный бизнес напрямую связан с пластиковыми картами, дистанционным банковским обслуживанием, а также переводами и платежами. Всем этим направлениям СКБ-банк уделяет и будет уделять огромное внимание. Если кредит человек оформляет в среднем раз в пять лет, а вклады — раз в три года, платежи он осуществляет постоянно. Это очень современный и высокотехнологичный бизнес, в развитии которого заинтересованы все передовые банки.

В плане освоения широкого спектра банковских услуг, не ограничивающегося вкладами и кредитами, Россия еще даже не приблизилась к европейским странам и США. По словам Антона Соловьева, сегодня обычный россиянин использует в среднем 1,5 банковские услуги, тогда как, например, в Англии данный показатель составляет 9. Но отечественные банки твердо намерены сокращать этот грандиозный разрыв.

Андрей Золотухин, председатель правления ВУЗ-Банка:

— Продвижение комиссионных услуг российскими банками — это тенденция, основанная на мировой практике. Доля комиссионных доходов в общих доходах западных банков намного выше, чем российских.

По мнению респондентов Портала 66.ru, в 2012 году для банковской системы в той или иной степени будет актуально продвижение всех финансовых услуг. В том числе и кредитования наличными и через карты, что заметно по рекламе банков, отмечает Татьяна Ушкова. По словам Андрея Золотухина, в связи с возможным недостатком ликвидности кредитование все же будет менее активным, чем в 2011 году.