Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Цены на топливо могут стабилизироваться уже в августе

27 июля 2011, 09:59
Президент Российского топливного союза назвал три фактора, которые привели к резкому уменьшению запасов топлива на заводах и нефтебазах.

Цены на бензин, несмотря на принятые весной экстренные меры правительством, продолжают расти. Нефтяники пока не готовы выполнить новый технический регламент и перейти к выпуску более экологичных бензинов класса Евро-3 и выше. Ситуация могла бы в ближайшее время измениться, если бы на рынок обратно пришел бензин класса Евро-2, полагают эксперты. И такие решения уже подготовлены минэнерго, пишет «Российская газета».

Нужны и другие системные меры. В том числе и инвестиции в нефтеперерабатывающую отрасль страны, рассказал «РГ» президент Российского топливного союза, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша на пресс-конференции по проблемам топливного кризиса в России. «Потребуется не менее 10 миллиардов долларов для развития российского рынка нефтепереработки», — уверен он. Но это в перспективе.

Во-вторых, считает эксперт, введение с 1 января повышенных требований в технический регламент оказало влияние на рынок. «Наверное, регуляторы понимали, что переход на производство бензинов класса не ниже Евро-3 будет возможен не для всех компаний. Однако масштабы негативных последствий этой меры были поняты только к концу апреля», — уточнил аналитик.

Есть и еще один, менее существенный момент, полагает специалист. Однако и он добавил «масла в огонь». «В свое время настояли на том, чтобы вертикально интегрированные компании снизили цены на топливо на розничном рынке, и это было выполнено. Но снижение было непропорционально оптовым ценам. Прибавившийся к этому мировой рост цен на нефть повлек за собой общие проблемы с ценообразованием на топливо», — считает Аркуша. По его словам, это заставило компании направить свои продажи на экспорт. Что привело к дефициту на внутреннем рынке.

Ситуация с дефицитом остается острой. Причем с июля он вырос, хотя производство не сокращается. «Видимо, причиной послужила надежда на то, что в августе месяце увеличатся экспортные пошлины. И компании, скорее всего, стали придерживать топливо, чтобы потом продать его либо на экспорт, либо по более высоким ценам на внутренний рынок», — уверен Аркуша. Особенно остро кризис чувствуют независимые поставщики топлива. За последние четыре месяца они работают если не в убыток, то с минимальными прибылями. «Это сказывается из-за разности цен», — уверен эксперт. При этом идет переток клиентов на АЗС нефтяных компаний. Эксперт напомнил, что даже известны случаи, когда независимым трейдерам было выгоднее покупать топливо за границей.

В этой связи остро встает вопрос скорейшего развития более справедливой биржевой торговли для всех игроков сегмента. А пока цены на бирже на порядок выше, чем на спотовом рынке. «Биржевая торговля в условиях кратного несоответствия спроса и предложения, аффилированности сделок показала свою полную несостоятельность», — рассказал Аркуша. Более того, тенденции в изменениях объемов и цен предлагаемого топлива свидетельствует о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением, беспокоится президент Российского топливного союза.

В таких условиях розничный бизнес становится убыточным для независимых владельцев АЗС, уверены эксперты. Но розничный рынок — это единственная возможность повысить конкуренцию в секторе, напомнил Аркуша. В стране около 25 тысяч заправочных станций, из них 16 тысяч принадлежат независимым поставщикам, и через них продается около 60 процентов топлива. И разорение такого количества АЗС малого и среднего бизнеса и монополизация рынка создаст негативный эффект.