Раздел Авто
12 октября 2007, 13:12

Автостоянки Екатеринбурга попали под удар криминала — парковщики и автомобилисты оказались беззащитны

Для жителей большинства российских городов, особенно мегаполисов, автомобиль наконец-то стал не роскошью, а средством передвижения.
В частности, Екатеринбург по темпам автомобилизации в последние годы уверенно занимает лидирующие позиции в стране, обгоняя Санкт-Петербург и Новосибирск (по численности населения эти города больше Екатеринбурга). По состоянию на 1 января 2007 года в уральской столице насчитывалось 365 тысяч машин. В расчете на одну тысячу жителей тогда приходилось по 239 автомобилей.

Такого количества автомобилей архитекторы, занимавшиеся разработкой планов застройки уральской столицы в советские времена, даже не могли себе представить. Резкое увеличение автомобилей породило проблему — нехватки парковочных мест. При этом далеко не каждому возможности позволяют одновременно обзавестись машиной и стать владельцем гаража. Стоимость бокса в гаражном комплексе в Екатеринбурге в среднем составляет около полумиллиона рублей.

Несмотря на активизацию строительства паркингов и гаражных комплексов, в ближайшие год-два вопрос с нехваткой «домов» для автомобилей решен не будет.

Однако спрос порождает предложение, и в городе стали возникать стихийные, так называемые «ночные автопарковки». Эти стоянки по причине нехватки мест на легальных парковках поблизости от дома сразу начали пользоваться спросом у горожан. «Многим автовладельцам гораздо проще отдать 50 рублей за ночь и поставить машину перед домом, чем искать место на законной стоянке или ставить автомобиль в гараж, который расположен зачастую на другом конце города,— отметил главный специалист управления Роспотребнадзора по Свердловской области (именно на эту организацию возложен контроль над соблюдением прав клиентов автостоянок) Расик Акрамов.— При этом потребитель даже не задумывается о том, что его права не защищены».

Понимая это, в администрации Екатеринбурга попытались поставить процесс возникновения и деятельности стихийных парковок хоть в нормативные рамки. Власти разработали и утвердили соответствующее положение, которое, правда, просуществовало недолго. В четвертом квартале 2006 года по требованию прокуратуры Свердловской области муниципальный документ был аннулирован.

Суть положения о временных автопарковках сводилась к следующему: предприниматель, желающий организовать стоянку, получал законную возможность воплотить проект в жизнь, вставал на налоговый учет, благоустраивал выделенную территорию и поддерживал на ней порядок. Кроме того, организаторы несанкционированных парковок (в большинстве своем они не имели договора на отвод земли) могли, благодаря положению легализовать бизнес.

Однако вот уже почти год в уральской столице отсутствуют юридические механизмы регулирования деятельности ночных автопарковок. За это время многое изменилось, причем в худшую сторону. Как заявил Расик Акрамов: «На сегодняшний день в этой сфере нет никакой законодательной базы, и происходит полный бардак». По имеющейся у АПИ информации объем рынка ночных автопарковок составляет порядка 5 миллиардов рублей в год. Поэтому неудивительно, что на эту сферу обратили внимание криминальные структуры, которые решили учинить настоящий передел. Причем зачастую используется стандартная схема: проводятся «переговоры» с предпринимателями, если результата нет — погром машин на парковке и на волне недовольства клиентов на парковку приходит новый человек с «надежной охраной».

В последние месяц-два была организована целая серию попыток по захвату стоянок по всему Екатеринбургу. Самой яркой акцией, стал погром на парковке по улице Автомагистральной, произошедший в ночь с 5 на 6 октября. От рук злоумышленников пострадало 54 из 60 автомобилей. Милиционеры Железнодорожного района по данному факту завели уголовное дело, однако расследование пока результатов никаких не дало.

Как удалось узнать АПИ, погром стоянки на Автомагистральной — не единичный случай. По похожему сценарию группа неизвестных в масках с арматурой в руках учинила погром на 15 парковках в Ленинском районе. На прошлой неделе «боевики» нанесли визит на одну из ночных стоянок в Орджоникидзевском районе. Налетчики, по неподтвержденной информации, даже применили огнестрельное оружие. Интересно, что налеты на парковки начинают носить массовый характер, и милиция никак не может прекратить этот бепредел?

Как сообщили АПИ в администрации Екатеринбурга, организованная преступность действительно пытается «подмять под себя» все без исключения временные стоянки в городе. Мэрия уже обратила внимание правоохранительных органов на возникшую проблему. Однако в горадминистрации удивлены тем, что до сих пор силовики не могут остановить криминал.

Кроме того, есть информация, что в Екатеринбург готовятся прибыть криминальные элементы, в частности, из Тюменской области, чтобы поучаствовать в переделе рынка.

От налетов на стоянки, помимо самих предпринимателей, страдают владельцы припаркованных автомобилей. Практически все налеты сопровождаются погромом машин. Многие из хозяев побитых автомобилей даже понятия не представляют, что делать в данной ситуации, как получить деньги на возмещение ущерба. Представитель совета межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Георгий Бадьин предлагает потерпевшим в первую очередь провести экспертизу автомобиля, а потом договорится с управляющим парковки о покрытии расходов по его ремонту. Ну а самому владельцу стоянки, подчеркивает общественник, необходимо добиться от милиции, чтобы они установили виновных.

Стоит отметить, что гарантировать возмещение ущерба может только письменный договор, заключенный между управляющим парковки и владельцем машины. Однако на большинстве стоянок гражданину ничего подобного не предлагают. Даже кассовые чеки, свидетельствующие об оплате услуг парковки, выдаются крайне редко.

Проблему с временными стоянками можно также решить и в законодательной плоскости. В настоящий момент такое понятие отсутствует в федеральном законодательстве. В постановлении Правительства РФ №751 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок», регулирующему эту сферу, четко определено, что такое автостоянка — «это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств». Юристы предлагают расширить понятие «автостоянка» или прописать новое — «временная автопарковка».

Однако, проблема не только в правовом вакууме. Дело еще и в работе милиции, в полномочии которой входит охрана правопорядка, в том числе защита парковщиков и автомобилистов от преступных элементов.