Раздел Авто
17 января 2011, 10:11

Уроки безопасного вождения от 66.ru: баланс автомобиля

Сегодня в «Уроках безопасного вождения» от 66.ru гонщик Дмитрий Тагиров расскажет о том, как правильно надо работать с балансом автомобиля.

Автомобильные журналисты все как один любят жанровые клише: «Ныряет вглубь поворота под сброс газа». Или еще одно – мое любимое: «Машина плавно скользит наружу поворота передними колесами». Простым людям суть этого пассажа понятна не всегда. А тем временем речь-то идет о том, как чувствуется баланс автомобиля и как можно использовать его в своих целях.

Баланс автомобиля при управлении — это степень загрузки разных его осей: передней и задней. Для разных целей загрузка соответствующая. Способы воздействия на баланс автомобиля тоже разные.


Сброс газа, или «ударное» включение пониженной, или торможение — автомобиль припадает на переднюю ось, как бы клюет носом. Происходит загрузка передней оси, амортизаторы сжимаются.
Обратите внимание на передние колесные арки: расстояние от покрышки до арки при нагрузке передней оси минимальное.


Состояние покоя: обе оси разгружены.
Машина стоит ровно.


Загрузка задней оси: при разгоне машина припадает на зад, нагружает его; при торможении корма, наоборот, разгружена, может уйти в занос.
Место от задних колес до арок минимальное.

Чтобы нормально пройти поворот, в том числе и на переднем приводе, нужно максимальное сцепление колес с дорогой: в таком состоянии машина наиболее точно и легко управляется, нежели когда передняя ось без нагрузки. Если сцепление передних колес с покрытием недостаточное, то машина может проскользить носом наружу поворота. То есть не внутрь его, как нам надо, а вскользь, глядя прямо.

Максимальное сцепление достигается путем загрузки передних колес. Оптимальный и универсальный алгоритм, — советует Дмитрий Тагиров, — таков.

— Вот мы двигаемся прямолинейно. Я немножко сбрасываю газ, передняя ось загрузилась. Переносим ногу с педали газа на тормоз.
Это еще сильнее догружает автомобиль. Затем поворачиваем плавно руль на небольшой угол в сторону поворота. Затем начинаем немного добавлять газ, увеличивая при этом угол поворота на рулевом колесе.


«Если просто добавлять газ в повороте, у нас колеса потеряют необходимую силу, ось немного подразгрузится. Когда сбросили, у нас машинка чуть-чуть клюнула, передняя ось загрузилась, и в этот момент маневр будет эффективным», — поясняет Дмитрий.

На практике это должно выглядеть вот так:



При прохождении поворота главное — не переусердствовать. Все движения должны быть максимально плавными.

«Если мы видим, что машина продолжает прямолинейное движение, то делаем вывод, что скорость еще недостаточно упала. Автомобиль просто проскальзывает. Инерция мешает силе сцепления шин с дорогой. В этом случае мы делаем еще одно движение рулем. Маленькие движения.
Но ни в коем случае не выворачиваем руль сильно. Иначе произойдет разбалансирование, потом дозагруз, и в этот момент у нас резко возрастет коэффициент сцепления задней оси, и резко начнется увод в сторону. Происходит занос задней оси, а руль повернут в другую сторону максимально».


«Когда мы начинаем крутить рулем назад, мы его перекручиваем уже в другую сторону. Руки не успевают откорректировать траекторию, и машина разворачивается на скользком покрытии.
Это будет происходить, если мы перекручиваем руль, если угол поворота передних колес мы будем делать больше, чем нужно».

Если не удалось повернуть сразу, то у нас реально высокая скорость. Значит, нужно продолжать дотормаживать и продолжать крутить рулевое колесо в сторону поворота для того, чтобы найти ту нужную скорость, удобную для совершения маневра.

Типичная ошибка — спешка. Можно разбалансировать автомобиль, неверно выбрав время сброса газа и вхождения в поворот.

Дмитрий Тагиров, гонщик:

— Если до поворота еще далеко, а мы сбросили газ, потом снова стали нажимать на акселератор, то у нас передняя ось опять разгрузилась. Она качнулась, а мы снова отпустили педаль газа перед поворотом — получается очень сильный клевок. В этот момент у нас сильно разгруженная задняя ось съезжает с траектории, происходит увод задней оси, срыв, занос.

О том, как бороться с такими ситуациями, мы поговорим в ближайшее время.

Текст, видео: Кирилл Зайцев
Фотограф: Николай Ковалевский