Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Средства повышения живучести: автономные подогреватели

6 декабря 2010, 13:14
Хорошо, когда морозным утром автомобиль на стоянке встречает вас теплым салоном и прогретым двигателем.

Это и экономия времени, и снижение риска простудиться, и активная безопасность — чистые стекла и возможность снять сковывающую движения верхнюю одежду положительно сказываются на управлении автомобилем.

Существует несколько типов устройств, призванных облегчить жизнь водителя в холодное время года. Наибольшее распространение в силу своей невысокой стоимости получили сигнализации с автозапуском. На втором месте различные предпусковые подогреватели. Есть еще так называемые термосы. Эти устройства способны некоторое время хранить теплую охлаждающую жидкость. Перед запуском теплый антифриз прокачивают через двигатель, для чего термосы оснащены электронасосами. Но учитывая, что такие термосы весьма экзотичны (многие специалисты по доп. оборудованию ничего о них не слышали), возможно, не все так просто.

Так что, пожалуй, именно автономные подогреватели являются наиболее передовыми и эффективными устройствами, помогающими автомобилисту бороться с холодом.

Мы решили провести сравнительный анализ изделий трех наиболее популярных на нашем рынке производителей автономных подогревателей: Webasto, Eberspächer и «Теплостар».

Слева направо: «Теплостар Бинар 5», Webasto Thermo Top С и Eberspächer Hydronic B5W SC.

Автономными они называются, потому что не нуждаются в стационарной электросети, как их коллеги — электрические подогреватели. Последние обычно нагревают жидкость в системе охлаждения двигателя, работая по принципу кипятильника. Наиболее популярные представители таких устройств — финский Calix, а также отечественные «Северс» и «Лестар».

Есть и более продвинутые устройства. Например, норвежская Defa имеет не только нагревательный элемент для системы охлаждения, но и тепловентилятор, нагревающий воздух в салоне автомобиля и зарядное устройство, подзаряжающее аккумулятор в течение ночи.

Плюсы таких систем очевидны. Полностью исключается расход топлива, не тратится энергия аккумулятора, а в некоторых случаях даже пополняется. Минус, по сути, только один, но большой — необходимость иметь на стоянке розетку 220/230В.

И если в северных регионах нашей страны такой розеткой оснащено едва ли не каждое парковочное место, а в северных европейских странах подключить свою машину к сети можно даже на стоянках отелей, то в наших краях найти свободную розетку довольно сложно.

Синяя стрелка слева — подвод воздуха в камеру сгорания, рядом подвод топлива. Соседний большой патрубок служит для отвода выхлопных газов и соединен с выпускной системой автомобиля. Синей стрелкой справа показано направление холодной жидкости, поступающей к теплообменнику из системы охлаждения, красная стрелка — нагретая жидкость.

Принцип работы автономных подогревателей несколько иной. С помощью энергии аккумулятора нагревается так называемый штифт накаливания. Так же от аккумулятора начинают работать собственный нагнетатель подогревателя, который закачивает воздух из атмосферы, и насос, закачивающий топливо из бака.

Попадая на нагретый штифтом испаритель, топливо начинает испаряться и смешиваться с воздухом. Штифт продолжает разогреваться и, в конце концов, поджигает топливовоздушную смесь. Далее смесь горит сама, нагревая теплообменник и не расходуя при этом энергию аккумулятора. Поскольку автономный подогреватель подсоединен к системе охлаждения автомобиля, он собственным насосом прокачивает охлаждающую жидкость через теплообменник, тем самым нагревая ее.

Когда температура жидкости достигает порядка 30 градусов, блок управления подогревателя включит вентилятор печки автомобиля. При достижении температуры жидкости более 70 градусов мощность подогревателя снижается наполовину. Если температура продолжает расти,подогреватель переходит в ждущий режим (работает только нагнетатель для продувки камеры сгорания, жидкостной насос и вентилятор печки); когда температура снижается примерно до 50 градусов, цикл повторяется вновь.

Поскольку среди подогревателей «Бинар» нет устройств мощностью меньше 5 кВт, то для сравнения мы взяли подогреватели конкурентов такой же мощности, а заодно внесли в сводную таблицу и характеристики самых бюджетных вариантов: 4-киловаттного Thermo Top Е от Webasto и Hydronic B4W SC от Eberspächer мощностью 4,3 кВт.

Германская компания Webasto первой вышла на российский рынок с такого рода продукцией, и сегодня название фирмы стало синонимом автономного подогревателя.

Все патрубки для топлива и охлаждающей жидкости сосредоточены в одном месте.

По сравнению с другими подогревателями Thermo Top выглядит наиболее качественно и солидно.

Другая немецкая компания — Eberspächer в России менее популярна. Причем на слуху название не самой фирмы, а ее модельного ряда жидкостных обогревателей — Hydronic. И не смотря на то, что представители компаний, специализирующихся только на Webasto или только на Eberspächer, могут привести несколько доводов в пользу именно своей продукции, позиционируется Hydronic (читай Eberspächer), «как Webasto, только чуть подешевле».

Hydronic не только самый легкий (смотри таблицу), но и, как утверждают специалисты, самый компактный и удобный для установки подогреватель.

Отличительная особенность данного устройства — одиноко торчащий провод с разъемом для подключения к бортовой сети автомобиля.

И, наконец, наш ответ немцам: модель «Бинар 5» самарской компании «Теплостар». Для многих это что-то довольно новое, не раскрученное, не проверенное. Российское.

«Бинар 5» состоит из трех частей:

непосредственно самого подогревателя…

…нагнетателя воздуха…

…и помпы.

Если немецкие изделия весят около трех килограмм, то Бинар — все восемь, хотя для автомобиля такая прибавка в весе незначительна. Гораздо важнее другое: Webasto и Eberspächer не только компактны, но и сопровождаются подробными инструкциями по установке практически на все типы автомобилей. Тогда как монтаж крупногабаритной продукции «Теплостар» полностью зависит от опыта и фантазии установщика: куда помпу прикрепить, куда нагнетатель приделать.

Один из примеров нестандартного крепления «Бинара» — перед радиатором. Автомобиль, кстати, Land Cruiser Prado последнего поколения.

За час работы «Бинар» для бензиновых двигателей расходует 0,7 литра горючего, для дизельных — 0,6 литра. И если аналогичный бензиновый Hydronic имеет показатель 0,69 литра в час, то у его дизельного собрата аппетит немного побольше — 0,62 литра. Самые же экономичные подогреватели — Webasto. Пятикиловаттные Thermo Top С расходуют 0,67 литра бензина, либо 0,59 дизтоплива. Что касается четырехкиловаттных Thermo Top Е, то они и вовсе работают на парах, расходуя 0,57 литра и 0,47 соответственно.

Все рассматриваемые устройства позволяют не только осуществлять прогрев двигателя перед запуском, но и догревать его, а также салон уже после того, как мотор заработал. Такая функция полезна в условиях сильных морозов. Немецкие производители подумали и о том, как облегчить жизнь автомобилиста в летнюю жару. Webasto и Eberspächer смогут автоматически включить штатную систему вентиляции автомобиля и заблаговременно проветрить салон, разница лишь в том, что у «Гидроника» это опция.

«Теплостар» такую функцию не предлагает даже в качестве опции. Проигрывает он и по части удобства пользования. В стандартной комплектации все подогреватели управляются с помощью программируемого таймера. За доплату Webasto предлагает аж два варианта блоков дистанционного управления. Первый позволяет включать и выключать подогреватель на расстоянии до 1000 метров и добавляет к его стоимости 17 282 рубля. Более совершенный блок оснащен жидкокристаллическим дисплеем и кроме функции включения/выключения обладает всеми возможностями таймера. Обойдется такой пульт дистанционного управления в 21 440 рублей. Eberspächer предлагает схожий по своим функциям блок за 18 068 рублей, а более простой, позволяющий делать только вкл./выкл., с недавних пор в Россию не возит.

Хозяин этой Тойоты мелочиться не стал и приобрел Webasto. Почему владелец «Ленд Крузера» предпочел «Теплостар», а владелец «Короллы» — Webasto? Возможно, потому что обладатель внедорожника хорошо понимает, что через некоторое время он поменяет машину, а человек, ездящий на «Королле», так мыслить пока не умеет, ему нужна абсолютная надежность.

«Бинар 5» ничем подобным сегодня похвастаться не может. Однако заказав подогреватель с поддержкой GSM-модема (1 000 рублей) и доплатив 6 200 рублей за сам модем, «Бинаром» можно управлять с сотового телефона при помощи SMS-сообщений. Отдавать команды с мобильного в тоновом режиме можно и немецким подогревателям. В этих случаях ограничения по расстоянию практически не существует. Такая опция считается топовой и стоит порядка 32 000 рублей у Webasto и 29 217 у Eberspächer.

А как обстоят дела у автономных подогревателей с надежностью? Косвенно о надежности может сказать гарантия, которую дает производитель. Компания «Теплостар» гарантирует бесперебойную работу своей продукции в течение 18-ти месяцев. Eberspächer и Webasto — аж до 24-х месяцев, при этом у последнего стоит пометка «но не более 36 месяцев с даты выпуска изделий», то есть не забывай, смотри дату изготовления на упаковке.

Тем не менее, специалисты компаний, специализирующихся на установке всех типов представленных подогревателей, предлагают свою шкалу надежности, основанную на отказах. У Webasto этот показатель составляет около 1%, у Eberspächer — 1-1,5%, Теплостар — 5%.

Итак, по надежности, экономичности, удобству пользования, раскрученности наконец побеждают подогреватели компании Webasto. Задатки лидера подтверждаются и соответствующими ценами: Thermo Top самые дорогие из представленных. Менее раскрученный Eberspächer не особо уступает лидеру в надежности и предлагает практически те же функции, что и у Webasto, но за чуть меньшие деньги.

«Теплостар» же в большинстве случаев может противопоставить европейским производителям только низкую цену — от 14 500 рублей. Но для многих данный фактор может стать решающим, так как цена эта в два раза ниже, чем у менее мощных четырехкиловаттных немецких подогревателей и в два с половиной раза ниже, чем просят за равные «Бинару» пятикиловаттные! И все же сигнализации с автозапуском обойдутся еще дешевле...

Однако такая сигнализация, во-первых, не исключает холодный пуск двигателя, а если она выставлена на определенную низкую температуру, то за ночь таких пусков будет несколько. Да и вероятность, что при сильном морозе машина вообще заведется, с подогревателем выше. Во-вторых, молотящий на холостых оборотах холодный двигатель, даже малого объема, сжигает гораздо больше топлива, чем самый прожорливый подогреватель. Кроме того, долговременная работа мотора на малых оборотах обычно приводит к закоксовыванию деталей цилиндропоршневой группы и системы газораспределения.

В-третьих, большинство дизельных двигателей не греются, работая без нагрузки, так что автозапуск им, как мертвому припарка. Да и дополнительный догрев во время движения такая сигнализация не обеспечит. Стоит помнить и о том, что на автомобиле, оборудованном сигнализацией с автозапуском, иммобилайзер, который является неплохой штатной противоугонкой, практически полностью исключается из работы. И, наконец, благодаря своей автономности подогреватели способны нагреть салон, даже если двигатель вышел из строя. Эти устройства по праву могут считаться средствами повышения живучести, так как будут поддерживать приемлемую температуру в автомобиле пока жив аккумулятор.

Фирма-изготовитель Webasto Eberspächer Теплостар
Модель Thermo
Top Е
Thermo
Top С/Р
Hydronic
B4W SC
Hydronic
B5W SC
Бинар 5
(Б-С) и (Д-С)
Страна-изготовитель Германия Россия
Отопительная
мощность, кВт
4,0 5,0 4,3 5,0 5,0
Номинальное
напряжение, В
12
Расход топлива
(бензин/дизель),
л/ч
0,57/0,47 0,67/0,59 0,6/0,53 0,69/0,62 0,7/0,6
Потребляемая
мощность
(большая/малая),
Вт
22* 32** 48/22 50/22
(дизель 50/23)
70 (45**)
Объемный поток
циркуляционного
насоса, л/ч (при
противодавлении
бар)
500 (0,14) 500 (0,1) 900±100 (0,1)
Габариты
отопителя, мм
235х106х168 220x86x160 220х78х185***
Вес с топливным
насосом (бензин/
дизель), кг
3,2 2,7/2,9 8,0
Гарантия,
месяцев
24, но не более 36
с даты выпуска
изделий
24 18
Цена, руб. 29 750 39 500 28 210 37 613 14500****
Стоимость
установки, руб.
8 800 6 500
* Без вентилятора системы отопления автомобиля.
** При комплектации помпой Bosch.
*** Без воздухозаборника и помпы.
**** Поддержка сигнализации и GSM-модема добавят к стоимости 1000 рублей, плюс помпа Bosch (в стандарте помпа «Элара» или «Авторитм») — еще 1000.

Автор: Константин Георге
Фотограф: Николай Ковалевский