Раздел Авто
1 декабря 2010, 09:00

Дмитрий Тагиров: «Раллист нигде не пропадет, не затеряется»

Взгляд чемпиона: о проблемах уральского автоспорта, тонкостях WRC и социальной ответственности бизнеса порталу 66.ru рассказал обладатель кубка России по ралли в абсолютном зачете Дмитрий Тагиров.

Ситуация для автоспорта нетипичная: кубок России-2010 берет экипаж из Екатеринбурга. Более того, этот же экипаж в следующем сезоне поедет на престижнейший мировой чемпионат – WRC. Ситуация для города, где с автоспортом все туго, из ряда вон.


В области, где нет ни автодромов, ни гоночных колец, люди выигрывают кубки. Как так?

— Потому что дисциплина – ралли. Это такое мероприятие, которое проводится в любое время года, в любое время суток, при любых погодных условиях и на всех дорожных покрытиях. У нас все это есть. Чаще даже не очень хорошие условия погодные. Потому когда приезжаем в другие регионы, нас уже ничем не испугаешь. Мы чувствуем себя комфортно.


Потому, наверное, и развиты в Свердловской области только автоспринт и ралли? Ни в картинге, ни в кольцевых гонках не заметно наших пилотов.

Кольца у нас вообще нет. Оно пропало за последние годы. Но, понимая это, многие люди задавались идеей, начинали собирать деньги. И сейчас уже есть два кольца, но они все частные: в Нижнем Новгороде и Смоленске. В Смоленске в этом году провели гонку на грузовиках. Новая дисциплина для нас, обалденно получилось. Будущее туманно: это надо спроектировать, продумать инфраструктуру. Сейчас это будут делать по-правильному: бизнес-процесс с четким планом, когда будут отбиваться средства. Чтобы приезжали, желательно, мировые команды. Чтобы соревнования были, как минимум, кубка Европы.


Почему на Урале до сих пор никто не занялся этим вопросом? Нет трассы для картинга, кольца.

Картинговая трасса была в Полевском, устарело покрытие. Есть трасса в Тагиле, она тоже в плачевном состоянии. На сегодняшний день неплохая трасса в Перми. В свое время Юрий Трутнев, пока был губернатором Пермского края, построил эту трассу. Я в свое время тоже принимал там участие, два сезона летом ездил в элитном классе картинга, чтобы попробовать себя здесь. Все-таки раллист – это универсальный специалист, ты должен уметь ездить везде и на всем. Ведь в дорожных, обычных условиях, всякое может случиться. И ты должен уметь бороться.



Я правильно понимаю: раллист — это потолок гонщика, максимальная ступень?

Я бы даже сказал, что раллист — это тот специалист широкого профиля, который не пропадет нигде, не затеряется. Тот, кто наиболее близок к жизни. Раллийный автомобиль приближен к тому, на котором мы ездим ежедневно. И специфика управления наиболее близка. Если брать кольцевые: так, как ездят на кольце, в жизни мало кто ездит. Тем более, если это «Формула»: она вообще ничего общего не имеет с гражданским автомобилем. Компоновка другая, работа машины другая. Ну, какая машина работает на 19000 об./мин.? Шмель так не жужжит.


Кто сейчас в Свердловской области занимается развитием автоспорта? Это горстка энтузиастов или намечается некая система?

Чтобы вносить систему, нужны жесткие административные меры, подкрепленные бизнесом. Когда бизнес приходит и говорит: «Ребята, мы можем завернуть здесь такую программу! Дайте нам ресурс, дайте рамки, в которых мы должны действовать, а мы выведем это на принципиально другой уровень».

Если говорить о Федерации автоспорта, то это общественная организация. Никаких денег у нее нет. Единственное, она регламентирует классы, мероприятия, чтобы они соответствовали международным стандартам.


К вопросам организации гонок: вы проехали с гонками всю Россию, и как наша область выглядит на общем фоне?

У нас об области говорить можно, за последние три года организаторы сильно выросли. Но все-таки надо говорить о федеральном округе: Челябинск, Тюмень. Уровень наших организаторов на сегодняшний день выше, чем по России! Есть, конечно, команда профессионалов Успенского. Они здорово проводят гонки, но они обладают другими ресурсами. Финансовые возможности совершенно другие. А если говорить о наших ребятах, то они на порядок меньше расходуют средств, а качество аналогичное.

Наши организаторы беспринципно руководствуются всей документацией, и на наши мероприятия просто приятно приезжать! Не возникает спорных моментов. Мы знаем, что наш хронометраж идеален, дороги безопасны. Поэтому мы сосредоточены только на том, чтобы показать максимальный результат.

А вот если приезжаешь в какой-то другой город... Комиссар по безопасности не доработал маршрут, скорая не успела, спецучасток отменили. Потому что без скорой не будет проводиться СУ. Потом были простои между секциями, потом что-то напутали с временами старта. Ну, это бардак! Такое недопустимо. У гонщика паника, ему не до результата. Процесс гоночный скомкан, результата спортивного не будет.

Или у нас: все от начала до конца четко по регламенту, по пунктам. Тебя ничто не отвлекает, никакие организаторские промашки.

В 2011 году наш округ получил 2 этапа чемпионата России, в этом году у нас было 4 этапа кубка России. Это большое достижение.


Насколько охотно бизнес идет навстречу автоспорту?

На сегодняшний день бизнесу никто не может объяснить внятно, что он извлекает из этого. Нет показов по ТВ, нет хорошей освещенности. Говорить о прямой рекламе не приходится. Но у меня есть масса примеров того, как это нужно организовать, чтобы бизнесу стало интересно.

Например, когда я еще ездил на «восьмерке», использовал масло Castrol. Мне его друзья поставляли, настоящее, не где-то там, в Польше сваренное. Двигатель взрывается! Делаем другой двигатель, заливаем свежее масло – взрывается! Посоветовали попробовать Motul. Парни, гонщики, повесили рекламку на борт автомобиля. Его никто на тот момент не знал. Motul только заходил на Урал. После первой гонки появились вопросы к гонщикам: что за масло, где взяли? У меня появилась информация, я пошел к дилеру. Мне сказали, что его нет: кончилось! Оказывается, квоту выкупили сразу.

Пошло в социум: даже обычные водители стали заливать Motul. На вопрос, почему, говорят, что это масло гонщики заливают! Вот и простые люди выбрали.


Отношение бизнеса как-то меняется? От недоверия и непонимания отходят?

Да, но все упирается в медиаотдачу. Если мы показываем бизнесу аудиторию, то с удовольствием пойдут навстречу. Но самое главное, о чем все говорят: человек, когда смотрит трансляцию, когда болеет за кого-то, то он очень положительно относится к информации, которая находится на борту его кумира.

Когда он попадает в магазин, в режиме импульсной покупки он делает выбор того продукта, на котором ездит его кумир. Например, на борту Себастьяна Лёба висит логотип Total. И поклонник возьмет именно это масло, хотя рядом будут стоят и Castrol, и Mobil.


Сейчас громогласно заговорили о том, что автоспорт в России ожидает бурный рост: трасса F1 в Сочи, наш пилот в «Формуле». Имеют основание такие предположения?

Да. Этот вопрос назревает из года в год. В 2000 году уже были на грани построения трассы в столице Желание у боссов F1 было: Москва – один из самых дорогих городов мира. Но не пошло.

Одного Виталия Петрова мало. Как молодежь привести в большой спорт? Ребенку надо быть из обеспеченной семьи. А ведь автоспорт начинается как раз с самых малых возрастов.

Дороги для всех открыты: если есть цель, всего добьешься. Единственное, как это ребенку объяснить? Целеустремленность и титанический труд доведут до результата.

Труд трудом, но болид для картинга содержать – сотни тысяч, механику платить, инструктору платить… Как сделать автоспорт массовым на Урале?

Все попытки использовать административный ресурс, который был последние 20 лет, провалились. Я вижу способ — через вливания бизнеса. Если бизнес приходит, процесс становится совершенно другим. Казалось бы, бизнес работает только на извлечение прибыли. Это не так.

Бизнес тоже видит, что нужны детские площадки, что надо занять детей сотрудников предприятия. Социальную нагрузку все-таки надо нести. И чем качественнее мы ее несем, тем лучше результат имеем на выходе. Если мы берем американскую модель, то там это все давно доказано.

Как только мы начнем правильно пропагандировать, транслировать правильные соревнования, это станет понятно для большинства людей. Сейчас многим непонятно: как проходят соревнования, как туда можно попасть? Без правильной подачи мы не получим социальную группу, которая сделает первый шаг.

Без футбольных полей не быть в России чемпионам мира по футболу. Раз у нас есть ледовые катки везде, есть команды, есть история, у нас есть хоккей. Если у нас не будет трасс, не будет чемпионов.

Получается какой-то замкнутый круг: медиаподдержки нет, трасс нет, интереса бизнеса нет. Как этот круг разорвать?

В 2010 г. я начал его разрывать: мы сделали передачу на общественных началах, которую по 7ТВ показали, осветили все этапы чемпионата России по ралли. Следующий шаг: хотим зайти на канал «Спорт», «Россия-2». Чтобы на более широкую аудиторию транслировать. Сделаем более развернутый цикл передач про ралли: про подготовку, тренировки, выступления. Будем пропагандировать.

Это будет какой-то долгоиграющий проект?

Не хочется делать мыльную оперу, хотим сделать какую-то информационно-просветительскую передачу, которую было бы интересно смотреть.

Акцент в освещении будет сделан на уральских спортсменах и этапах?

Нет: вообще.

Как будете совмещать работу с этим проектом и заезды в WRC?

На международные выезды планируем выезд съемочной бригады.

К самим соревнованиям чемпионата мира по ралли морально готовы?

Я-то готов. Но это вообще другой мир, другой космос. Там все тяжело, очень структурировано, и там нельзя договориться. Либо да, либо нет. Либо выполняешь правила, либо до свидания. Там за все штрафы вплоть до лишения лицензии и дисквалификации на сезон, два, три. Для европейцев это норма, для нас – жестко.

Еще какие трудности ожидают?

Я к этому готовился: это отсутствие времени для сна, это режим на износ. Испытание психологическое очень сложное. Если выезд на две недели, по три часа сна, бесконечные тесты, умственная работа. На фоне невысыпания это становится все тяжелее и тяжелее. В сам момент гонки ты уже не принадлежишь себе. А ведь еще надо будет принимать решения…

Но весь этот сезон ставил себя в такие условия, намеренно все усложнял. На длинных выездах спал также по 2-3 часа. Со временем привыкаешь, но эта привычка не очень хороша.

С трассами как-то знакомы?

Заочно со всеми трассами познакомился, почитал квалифицированное мнение и отзывы. Нельзя соваться куда-то, не зная брода.

А на месте будет время познакомиться с трассой?

Нет. С ходу: пришел, увидел, победил. Без иллюзий: WRC выигрывается на третий год. Только на третий год будет результат. Но я всегда перед собой ставлю амбициозные планы, хочу с первого года достигать результат. В классе «Продакшн» вообще довольно трудно выступать: первые 4 гонки сразу идут в зачет. Я не имею права на сход. Если на каком-то этапе я получаю 0 очков, то они идут мне в зачет. Впоследствии человек, который набирал меньше, гарантированно пройдет дальше меня в этой таблице.

Ваши регалии и награды много значат для мирового чемпионата по ралли?

Ничего.

Вы туда едете просто как перспективный пилот?

Им стало интересно: а что, в России есть гонщики? Начал светиться Виталий Петров, и вот стали интересоваться: есть ли в ралли гонщики российские. Я тоже на волне этого интереса хочу сыграть. Выйти на мировую арену, будет приковано внимание. Опять же, можем получить поддержку.

Фото: dmitrytagirov.com