Раздел Авто
9 ноября 2010, 12:00

Renault Clio RS: «Горячий» хетчбек и холодный расчет

На этот черный Clio RS, мы положили глаз, когда тестировали Lotus Exige на автодроме Академии безаварийного вождения.

В Екатеринбурге таких Clio две штуки или можно сказать полторы — одна машина пострадал в ДТП. Для второго автомобиля такая судьба маловероятна. На нем ездит Алексей Благодарев — ведущий преподаватель Академии.

Каждую субботу независимо от погоды, а вернее погоде вопреки, специалисты Академии проводят на своем автодроме соревнования по автофристайлу. С помощью конусов строятся различные фигуры «змейка», переставка, дуга, развороты на 180 и 360 градусов. Участники соревнований должны пройти эту трассу на время, и естественно не сбивая конусы.

Конфигурация трассы, порядок расстановки фигур и их параметры каждый раз новые. Так что «вкатываться» в трассу можно только в течении того времени пока идет соревнование. Разделения на любителей и профессионалов, раллистов и кольцевиков, дрифтеров и дрегеров нет. Как нет и разбивки автомобилей по классам, мощности или типу привода.

И тут начинается самое интересное. Иная девушка, периодически принимающая участие в подобных соревнованиях может объехать бывалого раллиста, а вазовская классика на равных тягаться с Рендж Ровером Спорт!

Clio уходит на трассу. Погодные условия, чем хуже, тем лучше.

Очень многое в этих соревнованиях зависит от водителя, от его умений и опыта участия в подобных мероприятиях. Характеристики же автомобиля, скажем скоростные, не имеют большого значения — трасса проходится на второй передаче. И все же есть автомобили более подходящие для автофристайла, есть менее подходящие и есть не подходящие совсем.

Например, полноприводный автомобиль с не отключаемой системой стабилизации и стояночным тормозом приводимым в действие педалью, шансов на победу не имеет. Сорвать такую машину в занос не получится, а это один из основных приемов прохождения трассы.

Алексей пустил машину в занос с помощью ручника. Задние колеса заблокированы, а передние бешено вращаются.

Многие постоянные участники таких гонок, начинают корректировать требования к своему следующему автомобилю в привязке к автофристайлу. И пусть Алексей говорит, что Clio RS нужен ему не для побед в гонках (Алексею и участвовать то в соревнованиях особо некогда, он вместе с другими специалистами Академии выступает в роли организатора этих мероприятий) возьму на себя смелость утверждать, что выбирал он свой автомобиль с учетом особенностей автофристайла.

Иначе как объяснить покупку годовалого автомобиля класса В+, далеко не культовой у нас марки за 800 000 рублей. Посмотрим, чем же так хорош этот золотник, который мал и дорог.

Эскиз эмблемы Академии безаварийного вождения Алексей придумал и нарисовал сам, взяв за основу звезду шерифа. Рисовать Алексей любит с детства, особенно автомобили. Аппликация на крыше дело рук дилера Renault. Шильдик на капоте черной пленкой заклеил опять же Алексей, говорит, его хром не гармонировал с общей концепцией.

Литера «R» в названии той или иной модели обычно означает Rally или Racing, «S» — Super или Sport. Компания же Renault решила поиграть в слова, RS это Renault Sport. Получилась тавтология в духе АвтоВАЗа (АвтоВолжскийАвтоЗавод) — Renault Clio Renault Sport.

Дважды Рено собирается не на отдельной нитке конвейера, а в «отдельном» городе — Дьепп, там же где собирают Megane RS. Сборку обычного Clio ведут во Флинсе и турецкой Бурсе.

Плата за высокую мощность большая степень сжатия — 11,5:1, и как следствие необходимость заливать высокооктановый бензин, не ниже 95-го. Некоторые источники рекомендуют 98-ой.

Характеристики этого автомобиля действительно незаурядны. Под капотом маленького хетчбека двухлитровый мотор, с которого сняли 197 л.с. Почти сотню с литра, причем без всякого наддува. Вот только масса автомобильчика не так уж и мала — 1240 кг.

На Clio RS стоит 6-ти ступенчатая механическая коробка. Начиная со второй ступени передаточные числа сближенные. Сами передачи очень длинные: на второй — до 105 км/ч, на третьей — до140 км/ч. Мотор тоже весьма оборотистый, его максимальная мощность достигается только на 7250 об/мин.

Clio RS опирается на расставленные по углам кузова катки размерности 215/45 R17. Длина автомобиля менее четырех метров, а колесная база 2585 мм, больше чем, например, у Субару Форестера первых поколений.


Пасть воздухозаборника на переднем бампере несколько иная, нежели на обычном Clio, более хищная. Фары подтонированны.


Чтобы разместить широкие колеса колесные арки тоже пришлось расширить, настолько, что в передних нашлось место для воздуховодов, отводящих тепло от двигателя.


Алексей утверждает, что передние тормозные суппорты один в один как на Evo IX. Повторитель указателя поворота у Clio расположен не обычно — на молдинге. У RS ко всему прочему молдинг украшен еще и хромированной накладкой — Renault Sport. Вызывает вопросы почти сантиметровый зазор между аркой и накладкой порога. Что это, огрехи «заводского тюнинга», или так и должно быть? С правой стороны картина аналогичная.


Эффектный черный диффузор на фоне черного кузова не особо бросается в глаза. Но это и не важно, главное он настоящий и действительно создает граунд-эффект.

Каким бы технически совершенным не был автомобиль, без грамотной эргономики показать хорошие результаты на соревнованиях будет не легко. Внутри Renault Sport весьма гармоничен, но при этом легко можно понять, что тут от RS, а что от Clio.

Передние сиденья это RS, и не только из-за симпатичной вышивки Renault Sport на подголовниках, боковая поддержка здесь очень плотная и в то же время не навязчивая. Все-таки это автомобиль на каждый день и гипертрофированная спортивность в ущерб удобству ни к чему.


Задний диван от Clio. Сидеть на нем комфортно, при желании можно разместиться и втроем. Благодаря огромной для такого автомобиля базе, места для ног предостаточно и в голову приходит избитое, но актуальное выражение — внутри больше чем снаружи.


Интерьер Renault Sport типичен для французского автомобиля. Добротные материалы в сочетании с не очень качественным исполнением и просчеты в эргономике ради экстравагантности. Справедливости ради нужно заметить, что просчеты эти «от Clio» и относятся к второстепенным элементам. В общем, на скорость не влияют.


Рулевое колесо, по мнению Алексея самое удобное из тех, что стоят на серийных автомобилях. Мне же толщина «баранки» показалась немного великоватой, но это нюансы. Гонщики часто наклеивают на верхнюю часть обода полоску яркой изоленты, что бы знать, когда колеса стоят прямо. На Clio RS красная вышивка — стандартное оборудование.


Приборы лаконичны. Ничего лишнего.


Передачи переключаются легко и четко. Кольцо фиксатора на рычаге поможет не путаться между первой и задней. Вот только, пожалуй, рукоятка классической шарообразной формы была бы на таком автомобиле более уместна, да и удобна.


Оформление центральной консоли напоминает джойстик игровой приставки. Не брутальная, зато интуитивно понятная.


Красные символы на экранчике бортового компьютера практически не читаемы. А вот за обрезиненные шарики открытия-закрытия воздушных дефлекторов интерьершикам Renault — пять. Их хочется крутить даже когда в этом нет никакой необходимости.


негативная подпись Внутренняя ручка расположена очень близко к дверным петлям и в момент закрывания двери за ней приходится тянуться, а длины плеча рычага явно не хватает. Пользоваться кнопкой стеклоподъемника тоже мало приятного. У водительской двери на этом месте находится джойстик регулировки зеркал.

Алексей Благодарев: Изначально я хотел приобрести Opel Corsa GSI — он просто красавец! Приехали к дилеру Opel в Екатеринбурге, у которого такой автомобиль был в наличии. Ходим, смотрим, вроде все устраивает, потом пригляделись, бампер как будто крашенный, а на тормозных дисках выработка! Непонятно, что за история у автомобиля, который выдают за новый.

Затем ездили в Пермь, там тоже Opel GSI стоял. Но с ним ситуация чуть ли не аналогичная. После этого я в Опеле разочаровался и стал смотреть подобные машины конкурентов. Там же в Перми нашли этот RS.

Несмотря на то что машина выпущена в 2008-м и около года простояла в шоу-руме дилера, (видимо пришла под клиента, а он отказался, продавцы вряд ли бы повезли такой специфический автомобиль просто на склад) состояние ее не вызывало подозрений, на тех же тормозных дисках сохранились еще следы маркера. Я не поклонник французов в целом и Рено в частности, но здесь выбирал не бренд, а характеристики.

Когда рядом опытный преподаватель Академии безаварийного вождения, грех не воспользоваться возможностью пополнить свои знания. Потому сев за руль, и отрегулировав сиденье, рулевую колонку и зеркала интересуюсь у Алексея:
— Все правильно?
— Да, только руль высоковато, может вниз опустить?
— Тогда я приборы не увижу.
— Ничего страшного на автодроме они ни к чему, — Алексей ставит баранку почти вертикально, как корабельный штурвал и поясняет, – Так хват при активном рулении лучше.

В повороте, даже с отключенной системой стабилизации, Clio изо всех сил упирается колесами и не хочет скользить наружу. Только если хорошо продавить педаль газа передняя ось нехотя пойдет в снос. Попытки сорвать в этот момент автомобиль в занос резким сбросом газа ни к чему не приводят. Слишком велико сцепление шин на сухом асфальте. Так что только ручником.

В повороте Clio RS прилипает к асфальту, иначе не скажешь.

Можно еще попробовать раскачать машину, а лучше эмитировать переставку. Эмитировать приходится, потому что конусами эта самая переставка не обозначена. Потому я качнул рулем влево, затем вправо. Отлично!

— Это не переставка, — говорит Алексей. — Перестроится, и вернуться нужно на ширину дорожной полосы или хотя бы на ширину автомобиля.
— Где ж я тебе тут полосу увижу, кругом чисто асфальтировано поле!
— Ориентируйся левыми колесами вон на ту асфальтовую заплатку, а в момент объезда она у тебя должна остаться справа, — поясняет Алексей и добавляет, — Перед объездом нужно сбросить газ, загрузив тем самым передние колеса.

— Больше скорость, больше! — командует он по мере приближения к заплатке. — Сброс газа!
Clio немного замедляет темп и вцепившись передними колесами в покрытие, совершает маневр. Разгруженная задняя ось меж тем уходит в легкий занос, потом еще раз при возвращении на «полосу».

Широкие низкопрофильные шины практически не подламываются в повороте.

Для эффектных кадров с серьезным заносом я передаю бразды правления Алексею. Все равно у него лучше получится. Разогнавшись, Алексей резко бросает газ, затем так же резко выкручивает руль в сторону поворота. Как только машина начинает двигаться по дуге, блокирует заднюю ось ручником, и тут же жмет на газ, чтобы передние колеса тащили автомобиль.

В первые доли секунды, кажется, что Renault споткнется колесами о шероховатости асфальта и опрокинется. Но машинка, ревя мотором и скрепя резиной, летит боком метров пятнадцать, а то и больше, после чего скольжение замедляется и Clio обретает возможность ехать прямо. И так раз за разом. Адреналинно!

Алексей Благодарев: Renault Clio RS машина не для дрифта или светофорных гонок, ее стихия гоночное кольцо. Хотя в подготовленном виде она и в ралли участвует.

На автодроме хорошо, но мне еще хочется попробовать эту зажигалочку на городских улицах. И тут выясняется, что ход подвески коротковат для выбоин и трамвайных рельсов, а резиновых лежачих полицейских Алексей просит переезжать ползком.

— Кстати как правильно их преодолевать? — спрашиваю, — я стараюсь ехать немного по диагонали, что бы колеса переезжали полицейского по одному, а не парами.
— В таком случае каждый раз перекашивается кузов, так что лучше под прямым углом, но медленно, — отвечает Алексей.

Передачи можно щелкать одну за другой, а можно воткнуть вторую или третью и выкручивать двигатель в звон. В этом случае ощущения как на электромобиле — разгон абсолютно лишенный переключений.

На дорогах общего пользования Алексей ездит по правилам 0151 эмблема Академии обязывает. Ну, разве что скорость иногда превышает.

— Алексей, вот ты фигуры высшего пилотажа исполняешь только на автодроме, а в городе ты весьма сдержанный водитель. А как поступаешь когда другие участники движения, глядя на твою «звезду шерифа» хотят с тобой зарубиться?
— Ну, если хотят, иногда иду им на встречу. Люблю разные Аккорды Type-S и Porsche Cayenne уделывать. Разгон за 6,9 секунды ведь тоже чего-то стоит. Ну а кого бывает не смогу обогнать на прямой, догоню в повороте. У меня вес, а значит и центробежная сила все равно меньше.

Что в итоге? Спору нет, маленький француз как нельзя лучше подходит для всевозможных упражнений на асфальте. Управляемость для переднеприводника эталонная. Несмотря на зажатую подвеску, справится он и с ролью городского автомобиля. Но как быть с нашим менталитетом, предпочитающим в большинстве случаев много автомобиля за небольшие деньги? Ведь здесь все наоборот.

Пожалуй, RS от Renault своих денег стоит. В конце концов, даром, что бренд массовый, модель чистый эксклюзив!

Технические характеристики

Тип кузова трехдверный хэтчбек
Число мест 5
Размеры, мм длина 3991
ширина 1768
высота 1484
колесная база 2585
колея
спереди/сзади
1520/1520
Объем багажника, л 288–1038
Снаряженная масса, кг 1240
Полная масса, кг 1690
Двигатель бензиновый,
с распределенным
впрыском
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение
цилиндров
4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1998
Диаметр цилиндра /
ход поршня, мм
82,7 / 93,0
Степень сжатия 11,5:1
Число клапанов 16
Макс. мощность,
л.с./кВт/об/мин
197/145/7250
Макс. крутящий момент,
Нм/об/мин
215/5550
Коробка передач механическая,
6-ступенчатая
Передаточные числа
I 3,18
II 1,95
III 1,48
IV 1,21
V 0,97
VI 0,81
задний ход 2,55
главная передача 4,31
Привод передний
Передняя подвеска независимая, пружинная,
McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые,
вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Шины 215/45 R17
Максимальная скорость, км/ч 223
Время разгона 0–100 км/ч, с 6,9
Расход
топлива,
л/100 км
городской цикл 12,2
загородный цикл 7,1
смешанный цикл 8,9
Выбросы
CO2, г/км
смешанный цикл 209
Емкость топливного бака, л 55
Топливо бензин АИ-95

Благодарим Академию безаварийного вождения за предоставленный автомобиль и ведущего преподавателя Академии Алексея Благодарева за интервью.
Автор: Константин Георге
Фотограф: Николай Ковалевский

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.