Раздел Авто
20 октября 2010, 10:00

ЗиЛ 41041 и ГАЗ 14 «Чайка»: гараж особого назначения

В июле этого года на нашем портале вышла статья «Аэрокосмическая эра», в которой мы рассказывали о ярких представителях советского автомобильного барокко: ГАЗ-13 «Чайка» и ЗиЛ-111.

Теперь пришло время рассказать об их преемниках: «Чайке» ГАЗ-14 и одном из последних представителей легковой продукции завода имени Лихачева ЗиЛ-41041.

По старой доброй традиции, в организации теста нам вновь помог клуб «Авторетро» и председатель его попечительского совета Дмитрий Борисович Басков, предоставив эти уникальные автомобили.

Если с четырнадцатой «Чайкой» все просто, она в стандартной и, соответственно, самой популярной модификации — семиместный седан, то ЗиЛ, участвовавший в нашем тесте, не совсем обычен. Дело в том, что стандартной версией легкового ЗиЛа этого поколения является семиместный лимузин с тремя рядами сидений. Наш же экземпляр представляет собой укороченный вариант этого лимузина — пятиместный седан.

Кроме того, данный автомобиль использовал в служебных целях мэр Москвы Юрий Лужков (!), только недавно получивший приставку «бывший».

По причине укороченности ЗиЛа рассматривался вариант заполучить на этот тест еще и третий автомобиль — полноразмерный ЗиЛ с кузовом лимузин. Такая машина, да еще в редкой модификации 41045, «прописана» в поселке Горный Щит, но сейчас находится в Москве на ТО, и велика вероятность, что из столицы автомобиль не вернется, уж больно много желающих его приобрести.

Правда, нынешний владелец не хочет, чтобы уникальный ЗиЛ покидал страну, и потому выжидает. Покупатели же (хоть и выходцы из бывшего СССР) все больше живут за рубежом. Один даже из Бразилии специально прилетал — прицениться.

Эти автомобили роднит не только их принадлежность к представительскому классу, но и то, что они, по сути, последние модели своих автозаводов в этом сегменте.

ГАЗ-13 «Чайка» выпускался почти 20 лет, с 1959-й по1978-й год, став автомобилем-долгожителем. Но в Соединенных Штатах, задававших в те годы тон в автомобильном дизайне, модели, выполненные в подобном стиле, сняли с производства уже в 57-58 годах, заменив их еще более экстравагантными. В 1961 году на Горьковском автозаводе предприняли было попытку рестайлинга, основной идеей которого было оснастить «Чайку» двойной оптикой, но в серию такая машина не пошла.

К тому же в начале 60-х вектор американской моды вновь круто сменил направление. Новый стиль подразумевал угловатый кузов с плоскими панелями, гладкие боковины с ребром жесткости, прямоугольную крышу, почти плоские лобовое и заднее стекла, короткий передний и длинный задний свесы. В советском автопроме характерным представителем такого направления явился автомобиль ГАЗ-24 «Волга».

К разработке новой «Чайки» приступили в 1967-ом, вскоре был готов полноразмерный макет. Дизайн не копировал конкретную зарубежную модель, а имел собирательный образ роскошного американского автомобиля того времени. Проект одобрили, после чего приступили к изготовлению ходовых прототипов.

Первый блин получился комом. Созданный на основе ГАЗ-13 автомобиль имел низкую линию крыши и высокий капот, что нарушало визуальные пропорции. Кроме того, низкая крыша вынуждала увеличить колесную базу для сохранения необходимого пространства для ног пассажиров. Второй прототип увидел свет только в 1971 году.

ГАЗ-14 «Чайка», прототип 1971 года.

Колесную базу увеличили на 200 мм, шасси также подверглось переработке, есть информация, что для понижения линии капота был даже немного увеличен развал блока цилиндров. В 1975 году появился еще один прототип, внешний вид которого рисовал Станислав Волков, тогда еще совсем молодой дизайнер. Позже он был автором и руководителем дизайн-проектов «Газели».

Первая «Чайка» была вишневого цвета.

Первую серийную «Чайку» ГАЗ-14 вишневого цвета (!) собрали в 1976 году, это был «трудовой подарок» Л. И. Брежневу по случаю его дня рождения. А первая промышленная партия этих автомобилей появилась только в 1977, этот год и принято считать началом производства модели. Получается, что между началом работ над новой «Чайкой» и ее выходом в серийное производство прошло более десяти лет.

ГАЗ-14 «Чайка», 1977-1988 года. Топливный кризис, разразившийся в 1973 году, приостановил метания американских дизайнеров, это позволило ГАЗ-14 долгое время выглядеть современно. Произведено 1114 единиц.

Если «Чайка» ГАЗ-14 — прямая наследница ГАЗ-13, то ЗиЛ-41041 от описанного в «Аэрокосмической эре» ЗиЛ-111 отделяют несколько моделей.

В 1964 году Н. С. Хрущев был отправлен в отставку, к власти пришел Л. И. Брежнев. Коммунисту № 1 требовался новый автомобиль № 1. Так на смену «глубокому рестайлингу» ЗиЛ-111Г пришла новая модель ЗиЛ-114. Несмотря на то, что Брежнев был заядлым автомобилистом, в отличие от Сталина и Хрущева, в процесс создания он не вмешивался.

Автомобиль получился самобытный, не подражающий напрямую американским моделям и вполне современный. Практически вся конструкция создавалась с нуля, за исключением двигателя, но и он был серьезно переработан.

ЗиЛ-114 1967–78. Произведено 113 единиц.

В 1971 году появился укороченный вариант 114-го, получивший индекс 117. Версий, почему появилась эта модель, две. Первая (официальная): нужен был автомобиль для сопровождения правительственных кортежей, более короткий и легкий, а значит, более быстрый и маневренный. Но в эскортах продолжали ходить большие лимузины, а также «Чайки» и «Волги».

По второй версии (не официальной), 117-ый был создан по личному распоряжению Леонида Ильича как драйверский автомобиль. Брежнев любил управлять ЗиЛом лично и есть немало очевидцев, видевших его за рулем 117-го. В дальнейшем короткий ЗиЛ получил статус персонального автомобиля для кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС и членов Правительства СССР, заняв нишу между тогда еще тринадцатой «Чайкой» и ЗиЛ-114.

ЗиЛ-117 1971–77. В отличие от 114-го, который окрашивался только в цвет воронова крыла, 117-ый красили в темно-синий и темно-вишневый цвета. Произведено около 50 единиц.

Работы над созданием следующего поколения автомобилей высшего класса начались в октябре 1974 года, а к концу 1975 года было построено пять опытных образцов, получивших индекс 114Н. В течение следующих двух лет они подвергались испытаниям и доводке, в серийное производство модель была запущена в ноябре 1978 года. Автомобиль имел заводской индекс 115, но страна переходила на новую четырехзначную схему классификации, по которой лимузин получил официальное обозначение 4104.

ЗиЛ-114Н опытный, 1975 г.

По сравнению с ЗиЛ-114 изменений было немного. Дизайн стал более угловатым, утратив былую стремительность, площадь остекления уменьшилась. Решетка радиатора стала массивнее и выдалась вперед, появились хромированные накладки вокруг колесных арок.

ЗиЛ-4104 (115) 1978–83. 4104 стал последним автомобилем, которым пользовался Л. И. Брежнев, и, по сути, последней моделью легковых ЗиЛов, дальше были только модификации…


ЗиЛ-41045 1983–85. От 4104 внешне отличался небольшим изменением формы и расположения передней светотехники, а также более массивной решеткой радиатора. Исчезли хромированные накладки колесных арок. Именно такой автомобиль мог бы стать третьим участником нашего теста.


ЗиЛ-41047 1985–2002. Автомобиль получил прямоугольные фары Bosch с омывателями и очистителями. На стеклах передних дверей исчезли поворотные форточки, появились современные наружные зеркала заднего вида с электроприводом, изменился дизайн молдингов, бамперов и задних фонарей. Колесные диски, обутые в радиальные шины, стали 16-дюймовыми вместо 15-ти. Последний такой автомобиль был выпущен для президента Казахстана в 2002 году.


ЗиЛ-41041 1986–2000. Автомобиль представляет собой укороченный вариант 047-го, по компоновке и конструкции схож с ЗиЛ-117.

На первый взгляд ГАЗ-14 и ЗиЛ-41041 кажутся похожими, но на самом деле стилистические решения этих автомобилей разные. ГАЗ-14 — это прежде всего «Чайка». Четырнадцатая хоть и выглядит по сравнению с тринадцатой угловато, силуэт ее остался стремительным, летящим. А еще, как ни крути, «Чайка» — носитель американского стиля, автомобиль, еще заставший эпоху «Догнать и перегнать».

ЗиЛ, пожалуй, более европейский. Русский Mercedes? Скорее Rolls-Royce. Какой-нибудь Silver Spur 80-х. Те же простые прямоугольные формы кузова, двойные квадратные фары и решетка радиатора, напоминающая фронтон античного храма. С той только разницей, что у Rolls-Royce решетка вертикальная, а у ЗиЛа — горизонтальная и вместо фигурки «Дух экстаза» большая эмблема «ЗиЛ». Прибавьте сюда ручную сборку и малые объемы выпуска. В хорошие годы на ЗиЛе собирали около 20 автомобилей в год, Rolls-Royce с его ежегодными полутора тысячами до такой эксклюзивности ой как далеко!

Широкая задняя стойка крыши перетекает в поверхность багажника. Заниженная колесная арка затрудняет замену колеса, но дает отличный визуальный эффект динамичности, а нижний молдинг и верхнее ребро жесткости, идущее через всю боковину, его только усиливают. Полет «Чайки» слегка сдерживает передок с большим покатым «лбом», который дизайнеры постарались заострить длинным передним свесом.


Высокий «лоб» — результат желания совместить объемный капот, вмещающий исполинский мотор, и модную в те годы узкую облицовку радиатора. Подобный подход применили на первом Range Rover. Но если внедорожнику такое решение придает особый стиль, который англичане постарались сохранить до наших дней, то для «стремительного» автомобиля это не самая лучшая черта. Зато брутально.


ЗиЛ никуда не летит, он просто твердо стоит, опираясь на четыре огромных колеса. Лимузин смотрится немного иначе. Задний свес очень большой, почти полтора метра. Задняя стойка крыши немного уже, чем у «Чайки», и стоит более вертикально, колесная арка самая обычная. Впечатляет капот: почти «два метра жизни», из-за руля вид на этот «бильярдный стол» просто незабываемый! На этом фоне передний свес длиной 960 мм кажется коротким.


Этот ЗиЛ буквально ощетинился антеннами, их аж семь штук (эх, любил Юрий Михалыч всегда быть на связи!), при желании можно добавить еще два штыря. Это флагштоки, обычно они лежат в багажнике, а отверстия для их установки прикрыты специальными хромированными заглушками. «Чайке» такой аксессуар не положен.


В этом ракурсе передок «Чайки» напоминает не то касатку с открытой пастью, не то главного героя фильма «Чужой». Можно заметить, что облицовка радиатора не плоская, а клином выступает вперед. Многогранный автомобиль!


Эмблема «Чайки» — маленькая, скромная…


…То ли дело зиловский «прицел»! Впервые в таком виде эмблема появилась на ЗиЛ-114, а впоследствии стала единым логотипом автозавода. Эмблема травмобезопасна: при нажатии складывается.


ГАЗ-14 — автомобиль хоть и мелко-, но серийный, ЗиЛ — машина исключительно штучная, и ручная сборка дает о себе знать. Хорошо видно, что зазоры между кузовными панелями у 41041 больше, правое крыло вообще взмывает вверх. Таким автомобиль вышел с завода. Есть проблемы с закрыванием и открыванием дверей. К сожалению, прецизионное качество изготовления ЗиЛов — всего лишь миф.


Головная оптика «Чайки» имеет омыватели, по одному на каждую фару. В те годы — редкость даже для иномарок.


У ЗиЛа один двойной омыватель на обе фары плюс дворники. Интересно, что эти квадратные фары Bosch устанавливали еще на «Оку» и первые «Таврии»! На бампере можно видеть крепления для «стробоскопов», сами фары демонтировали еще в Москве, так же как «крякалку» и спецсвязь. Не положено!


Задние фонари ЗиЛа большие, «наглядные», но без затей.


Фонари «Чайки» рифленые, как у Мерседеса.

В целом экстерьер «Чайки» выглядит более уравновешенным и целостным. При взгляде на ЗиЛ-41041 создается ощущение, что у автомобиля нет общего стиля, единой концепции. В принципе, так оно и есть: сначала модель 4104 украсили статусными элементами декора, причем в два приема, а потом «купировали». Коротковат наш подопечный для такой массивной решетки радиатора, а салон его немного не дорос до огромного капота и багажника.

Тем не менее, ЗиЛ уступает «Чайке», длина которой более 6,1 м, совсем немного — 364 мм. Несмотря на то, что главные потери пришлись на салон, ЗиЛовская колесная база 3300 мм — только на 150 мм короче ГАЗовской.

Будь у нас ЗиЛ лимузин, он бы расставил все точки над i, ведь при длине 6330 мм этот автомобиль в свое время являлся самым большим в мире среди серийных. И самым тяжелым: снаряженная масса переваливала за 3,5 тонны у небронированных версий. По большому счету, категория «С» в правах нужна и для управления коротким 41041, его полная масса 3560 кг.

Так сразу с уверенностью и не скажешь, кто длиннее.

В машинах представительского класса главные, конечно же, пассажиры. Для них широко распахиваются большие и тяжелые двери, а высокие крыши не требуют сгибаться в три погибели. В эти автомобили не садишься, а буквально входишь. Но если в ЗиЛ вошел и плюхнулся на сиденье, то в «Чайке» нужно сделать еще шаг назад, прежде чем разместиться на очень удобном, отформованном для двух персон диване.

Подушка дивана расположена на оптимальной высоте, дверной проем высокий и широкий. По удобству посадки на заднее сиденье ЗиЛ-41041 может превзойти разве что Bentley State Limousine с наращенной крышей, на котором передвигается английская королева или любимый японскими якудза Toyota Century. Часть крыши этого автомобиля в момент посадки поднимается вверх.


Дверной проем ГАЗ-14 чуть меньше, но места в салоне гораздо больше.


ЗиЛ предлагает своим пассажирам широченный диван, который пружинит, как батут! Сиденья обтянуты шикарным велюром. Кожа на отечественных представительских автомобилях была не в чести, ею в лучшем случае обтягивали передние сиденья. На полу не коврики – ковры! На них ступала нога Юрия Михалыча.


Даже с разложенными страпонтенами места для ног достаточно. Сами страпонтены тоже удобны, они гораздо лучше тех, что в ГАЗ-13 и ЗиЛ-111. Если же дополнительные сиденья сложить, человек ростом 180 см сможет вытянуть вперед не только ноги, но и носочки — и все равно не достанет до страпонтенов.


Считается, что ГАЗ-14 - машина семиместная, но третьему пассажиру заднего ряда придется сидеть на бугре, упираясь ногами в центральный тоннель. То ли дело вдвоем. Роскошный диван «Чайки» по комфорту на порядок превосходит стандартные задние сиденья современных иномарок представительского класса.

Забудьте о дополнительных воздушных дефлекторах в центральных стойках кузова или крыше для задних пассажиров. И о дополнительном блоке управления климатической установкой с заднего дивана тоже. В «Чайке» кондиционер расположен в багажнике, и задние пассажиры первыми получают потоки прохлады! А водителю уже что достанется... На заводе имени Лихачева такую дискриминацию решили исключить и поставили две климатических установки с тремя отопителями!

ГАЗ-14 «Чайка». Кондиционер японский, но очень большой. Благо багажник позволяет разместить еще и огромную запаску и метровый домкрат. Данных об объеме багажника в литрах нет, только грузоподъемность – 70 кг. Хотя рамный автомобиль с рессорами в задней подвеске способен выдержать гораздо больше. Чтобы найти личинку замка багажника, нужно откинуть назад номерную рамку, под ней находится и горловина топливного бака на 100 литров.


Багажник ЗиЛа глубже, это отражается в его грузоподъемности – 80 кг. Запаска в чехле, домкрат более безопасный — трапеция, для него предусмотрена специальная кожаная сумка на молнии. Объем бензобака 120 литров.


Чтобы водитель ЗиЛа не запутался, на ключе зажигания изображена свеча, выдающая искру, на втором — ЗиЛовская корма с открытым багажником, причем корма именно короткой модели! Бирка на ключах еще московская. Водитель «Чайки» вообще может потерять ключ зажигания, на этот случай под панелью есть специальная потайная кнопка включения стартера.

Моторы обеих машин — наследники тех, что стояли под капотами героев нашего прошлого теста. Чайковский V8 не особо отличается от своего прародителя на ГАЗ-13, даже объем не изменился — 5,5 литра. Только теперь он выдает 220 л.с. вместо 195 л.с. Помогли изменение фаз газораспределения, доработка коллекторов и установка двух карбюраторов вместо одного. Для снижения шумности и повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими, а коленчатый вал снабжен гасителем крутильных колебаний.

ГАЗ-14 «Чайка». В глаза бросается большой зеленый корпус воздушного фильтра, один на два четырехкамерных карбюратора. Аккумуляторов тоже два.

Зиловский двигатель модернизирован более серьезно. Еще перед тем как попасть в моторный отсек 114-го, 6-ти литровый мотор 111-го превратился в 7-ми литровый, заодно получив алюминиевый блок цилиндров, четырехкамерный карбюратор и транзисторную систему зажигания. В итоге мощность возросла с 200 л.с. до 300 л.с., крутящий момент составил 559 Нм.

Первое время на 114-ый ставили 2-ступенчатую АКПП от 111-го, но она плохо справлялась с возросшей мощностью. В 1975 году появилась новая коробка — 3-ступенчатая. Все это позволило трехтонному автомобилю разгонятся до 100 км/ч за 13,5 секунд, почти на десять секунд быстрее, чем 111-ый. Максимальная скорость 190 км/ч. Появившийся затем ЗиЛ-117 лишился среднего ряда сидений, стал короче на 580 мм и легче на 200 кг. Максимальная скорость возросла до 200 км/ч, сделав его на долгие годы самым быстрым серийным автомобилем в СССР. Разгон с 0 до 100 км/ч занимал 13 секунд.

Для 4104 мотор еще раз форсировали, доведя его объем до 7,69 л, но мощность увеличилась только на 15 л.с. Крутящий момент изменился более значительно и составил 608 Нм, что позволило сохранить максимальную скорость на прежнем уровне, несмотря на возросшую до 3,5 тонн снаряженную массу. Динамика разгона даже улучшилась — на полсекунды. В таком виде карбюраторный ЗиЛовский мотор с двумя клапанами на цилиндр дожил до XXI века.

ЗиЛ-41041. Карбюратор один, такой иногда ставят на кроссовые ЗиЛ-130, желая поднять мощность. Аккумуляторов, как водится, два.


В штатное оборудование входит предпусковой подогреватель Webasto.

Как и ЗиЛ, «Чайка» оснащена 3-ступенчатой автоматической коробкой передач. По сравнению с ГАЗ-13, за счет увеличенного передаточного отношения главной передачи, первые две скорости сделали покороче, а вместо диковинного кнопочного переключателя режимов поставили более привычный селектор с линейным ходом.

ГАЗ-14 «Чайка». Кнопка разблокирования рычага находится сверху на рукоятке…


…ЗиЛ-овская расположена удобней — снизу, как раз под пальцами.

У обоих автомобилей рамная конструкция кузова, у обоих сзади мост на рессорах, а стояночный тормоз активизируется ножной педалью и действует на задние колеса. Но ЗиЛ — автомобиль классом выше, и потому некоторые элементы его конструкции прогрессивней, чем у «Чайки».

Например, у «Чайки» задние тормоза барабанные, тогда как у ЗиЛ-41041 на всех колесах дисковые. Современней и передняя подвеска — на шаровых опорах. Горьковчане тоже предлагали такой вариант для четырнадцатой, но потом оставили шкворни. Правда, у 41-го роль упругого элемента играют торсионы, а у «Чайки» — пусть и менее выносливые, но более легкие пружины. Есть отличия и в механизме рулевого управления.

Что касается интерьера, то «Чайка» и тут отличается единым стилем, тогда как ЗиЛ соткан из противоречий. И не беда, что настоящее дерево в салоне «Чайки» только на рукоятке селектора АКПП, а остальное — пленка с рисунком древесины, как на советской мебели, стиль выдержан великолепно.

Интерьерщики Горьковского автозавода впоследствии использовали многие элементы этого интерьера на «Волге» ГАЗ-3102 и ее модификации 31029. В частности, обод руля с ложбинкой под большие пальцы…


…и панель приборов.

В салоне ЗиЛ-41041 дерево самое что ни на есть настоящее, причем ценных пород, и его много! Шпоном обшита не только большая часть передней панели и практически вся центральная консоль, но и сдвижные крышки центральных боксов, двери и даже подоконники. Смотрится шикарно! Но рядом со всем этим великолепием — плохо подогнанные панели из грубого пластика, кнопки и переключатели от ЗиЛа-грузовика!

Рулевое колесо ведет свою историю от ЗиЛ-114, появившегося в 1967 году, с тех пор его только обшили кожей. Пластмассовые ручки дверей здорово резонируют с деревянными накладками, их бы тоже сделать из дерева или обтянуть кожей. Хотя есть нарекания и по самой коже. На руле она скользкая, особенно по нынешним меркам, а та, которой обтянута верхняя часть панели, больше похожа на пластик - не поймешь, пока не прикоснешься.


Пластиковые козырьки основных приборов совершенно не сочетаются с деревянной накладкой второстепенных, но сами приборы легко читаемы и более информативны, чем на «Чайке». Есть даже тахометр, вот только с таким многолитровым мотором и автоматической коробкой необходимости в нем нет.


Контрольные лампы выведены на узкий выступ панели.

Из-за перегородки, разделяющей водительский и пассажирский отсек, водитель вынужден сидеть, прижавшись к рулю, который своей ступицей частично перекрывает приборы. Однако сами по себе сиденья вполне удобны.

Водителю седана ЗиЛ-41041 легче. Перегородки нет, а потому диапазон регулировки сиденья по длине и наклону спинки не в пример больше. Регулируется и рулевая колонка. А вот сиденья не такие удобные, без намека на боковую поддержку и с проваленной спинкой.

Воздуховоды на передних дверях эффективно очищающие боковые стекла от запотевания. У 41-го еще и лобовое стекло с подогревом.

Сказать, что в эргономике ЗиЛа есть просчеты — будет неправильно. Вряд ли создатели интерьера вообще что-то просчитывали, просто добавляли новые элементы по мере их появления. Обзавелся 41047 и электрозеркалами...

…Вот вам справа от водительского сидения джойстик управления, там же, где и клавиша включения задних протвотуманных фонарей, которые тоже появились не сразу.


Водительский блок управления стеклоподъемниками вообще находится под панелью. Почему? На ЗиЛ-114 он размещался еще на двери. Клавиша стеклоподъемника для переднего пассажира тоже расположена необычно, на правой боковине центральной консоли. И только задние пассажиры могут найти их на дверях.


С «Чайкой» все проще. И ничего, что клавиш так много, расположены они на видном месте.


Остальные кнопки и рукоятки, хоть и не всегда обозначены пиктограммами, неплохо вписаны в интерьер и не выглядят чужеродными. Изюминка же салона «Чайки» — латвийский стереофонический приемник высшего класса VEF Radiotehnika RRR (сегодня предприятие является одним из ведущих производителей бытовой и профессиональной Hi-Fi акустики в Восточной Европе)…


…И литовский кассетный автомагнитофон «Vilma». В подлокотнике заднего дивана находится второй (основной) пульт управления аудиосистемой.

Radiotehnika автоматически находит волну, обычно это «Маяк», и салон наполняется аналоговым звучанием начала 80-х, которое своим потрескиванием и пощелкиванием в динамиках легко растревожит душу старого меломана. Классно! В наши дни для создания подобной тональности некоторые музыканты даже специально приобретают винтажные гитары и микрофоны, прогоняют свои композиции через старинные синтезаторы или записывают в старых тон-студиях.

У ЗиЛ-41041 все прозаичней. На центральной консоли японская магнитола Clarion, в дверях — динамики Clarion…


…Из центрального бокса выезжает CD-чейнджер Clarion…


…На заднем стекле — антенна Clarion. В таком виде автомобиль пришел из Москвы, сложно сказать, насколько он аутентичен, но, учитывая год выпуска (1998), вполне возможно, что стереосистему установили на заводе. Тем более что фирма Clarion в те годы занимала лидирующие позиции по качеству звучания. Вот только выглядит вся эта инсталляция так, будто сделали ее в обычном аудиоцентре. Аналогичные ассоциации вызывает и лампа для чтения над задними сиденьями.

Многолитровые моторы самых больших легковых автомобилей нашей страны наполняют округу благородным рыком. Но в салоне, особенно на заднем диване, двигателя почти не слышно. Не тревожит высокопоставленных седоков и шум улицы, и плохие дороги. Создается ощущение, что автомобили оснащены воздушной подушкой и просто летят над дорогой. По плавности хода их архаичная рессорная подвеска легко поспорит с современной пневматической, а что касается живучести — тут и спорить нечего.

Возможно, одна из причин наших стабильно плохих дорог именно в том, что наши чиновники передвигались на таких сверхкомфортных автомобилях. Большие волны, наплывы некачественного асфальта, щербинки и колдобины — все это выравнивается огромными колесами с высокопрофильной резиной и немалой массой кузова. Свою лепту в борьбе за плавность хода вносит и большая база «Чайки». У ЗиЛа эту роль играет желеподобный задний диван. Интересно, каково на заднем сиденье ЗиЛ-41047, более длинного и более тяжелого? А ведь есть еще бронированные версии!

По паспорту расход топлива «Чайки» 21 литр, у ЗиЛа — 20 л, в реальном городском движении легко доходит до 30-ти.

Вот только машины очень чувствительны к колеям. Стоит попасть в нее одному колесу, оно тут же затянет весь автомобиль. Но это уже проблемы водителя, и он к ним готов. «Чайка» вообще не дает расслабиться, управление ею — это не езда, это работа! Нелегкая и ответственная.

Чем выше скорость, тем ГАЗ-14 «Чайка» лучше держит прямую.

Повернув руль, можно успеть сказать «раз», прежде чем машина начнет поворачивать. Длинный капот неохотно, но все же заныривает в поворот, а корма все еще сопротивляется. Многие маневры следует совершать с «замахом» и без лишней суеты. К ширине автомобилей тоже нужно привыкать, иначе правые колеса постоянно утюжат обочину.

Короткий ЗиЛ на фоне «Чайки» действительно драйверский автомобиль — прав был Леонид Ильич. И посадка намного удобнее, и отклики руля гораздо быстрее. Что тут скажешь, база короче, конструкция современней.

Более тяговитый мотор 41-го веселее подхватывает тяжелый автомобиль и плавно его разгоняет. «Чайка» легче, но она отстает, двигатель значительно слабее. Ощущение скорости смазано королевской шумоизоляцией и плавностью хода. Так что на спидометр надо поглядывать чаще и особо не увлекаться. Несмотря на изощренные тормозные системы с одним вакуумным усилителем и двумя гидровакуумными, а также дублирующими тормозными контурами, быстро осадить многотонные автомобили не получится.

Даже без «стробоскопов» русский Rolls-Royce вызывает уважение на дороге.

Несмотря на свою разношерстность и «рукотворность», ЗиЛ произвел все же большое впечатление. Гигантский мотор, необычные пропорции, брутальная внешность. Хотя, возможно, это просто сила бренда.

«Чайка» — умница, красавица, практически все при ней. Вот только любить ее лучше с заднего сиденья.

Вместо эпилога

«В ближайшем будущем первые лица страны могут пересесть на автомобили ЗиЛ», «Минпромторг хочет возродить «Чайку» и «Москвич», «Итальянская Pininfarina S.p.A планирует совместно с АМО «ЗиЛ» реализовать проект по созданию нового представительского легкового автомобиля». Такие заголовки периодически появляется в средствах массовой информации. Иногда эти статьи сопровождаются даже фотографиями новой модели. ЗиЛ-4112 называется.

Лично у меня эти заявления бурного восторга не вызывают. И вовсе не потому, что мне наплевать, что российский президент ездит на немецком автомобиле. И не потому, что жалко денег налогоплательщиков, которые, возможно, пойдут на возрождение представительского ЗиЛа. Эти деньги так или иначе «освоят» и налогоплательщиков не спросят.

Просто не хочу участвовать в очередном политическом лохотроне. Почему лохотроне? Во-первых, потому что эти эскизы и макеты появились не вчера, а в лучшем случае в начале 2000-х годов, а некоторые вообще во времена перестройки, просто сейчас их вновь явили миру. А значит, сегодня никаких разработок не ведется.

Во-вторых, есть информация, что на генеральном плане города Москвы 2020 года завода имени Лихачева уже нет. Что возрождать? Если уже все решили. Есть мнение, что в данной ситуации лучше воскресить Руссо-Балт. Еще и Василий Аксенов в своем произведении «Остров Крым» этот вариант рассматривал, но то был фантастический роман.

И наконец, в-третьих. Когда я изучал историю «Чайки», меня ошеломил финал этой истории. В 1988 году, в рамках «борьбы с привилегиями», автомобиль был снят с производства по личному указанию М. С. Горбачева, который до этого «успешно» боролся с пьянством, вырубая элитные виноградники. Вот и «Чайку» не просто сняли с производства, а уничтожили всю технологическую оснастку, рабочую документацию, сборочные линии, кузовные штампы и так далее.

Последняя недособранная машина, находившаяся на стапеле, также была уничтожена. Более того, масштабная сувенирная моделька ГАЗ-14, выпускавшаяся Горьковским автозаводом в рамках все той же борьбы с привилегиями, также была уничтожена, все пресс-формы, все данные.

Конечно, чиновники, выполнявшие преступный приказ Горбачева, и чиновники, заявляющие о возможном восстановлении «Чайки» (после того, как в 1996 году этот вопрос уже рассматривался и был дан ответ: «Невозможно»), — люди разные, но есть у них нечто общее.

Разнообразие форм

«Чайка»

Считается, что четырнадцатая «Чайка» с кузовом фаэтон была выпущена по просьбе военных, которые нуждались в автомобилях для проведения парадов. Этим объясняется и столь малая партия: одна машина опытная и 14 «генеральских», по две на каждый военный округ. Все автомобили окрашивались эмалью светло-серого цвета, как генеральская шинель.

ГАЗ-14-05 «Ча

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.