Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

13 октября 2010, 09:48
тест-драйв
Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»
Фото: 66.RU
Герой нашего сегодняшнего VIP-драйва — Сергей Кульпин, управляющий уральским филиалом банка ВТБ24. Человеку подобного статуса автомобиль подобрали соответствующий: шикарный и... спортивный.

Водительский опыт Сергея Кульпина не менее интересный, чем банковский. Из 36 лет своей жизни почти половину он провел за рулем автомобилей. Настолько разных, что большинству сверстников и не снилось.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

— Многие мужчины о машине мечтают с самого детства. Помните свою подростковую автомечту?
— Скажем так: в детстве я просто мечтал об автомобиле. Студенческие времена совпали с приходом рынка, и у нас, в Алтайском крае, стало много японских автомобилей с хорошим соотношением цена/качество.

Я купил себе (вспоминает, прим. автора) Toyota Mark II или Crown… Потом Honda. Ну, и так далее. Со временем, перемещаясь в европейскую часть России, я пересел за левый руль. Но если говорить о студенчечстве, то руль был правый. В диковинку тогда все эти импортные модели были, но нас более чем устраивали.

— А выбор был большой?
— Конечно. Вот именно тот, что касается японских автомобилей. Тем более это так внезапно на нас обрушилось.

— Какие были ощущения от обладания первым личным автомобилем?
— Мое! Моя мечта: я сел за руль! Первый автомобиль, не буду скрывать, был «жигуль» шестой. Родители помогли с покупкой, она довольно долго у меня просуществовала – даже не помню точно, сколько. Это была феерия: здорово! Я за рулем!

— Перед девчонками красовались?
— Ну не без этого, а что делать (смеется). Молодым же был … Пришлось использовать этот инструмент.

— С правого на левый руль безболезненно адаптировались?
— Абсолютно. Одно время водил машину с правым рулем и машину с левым рулем. Вообще я не сторонник того, что левый руль лучше правого. Это не критерий выбора автомобиля на самом деле. У правого же тоже масса преимуществ. Порой, даже весьма забавных: допустим, если вы едете в ливень, то с правым рулем очень удобно выходить на тротуар – потоки воды остаются в другой стороне. Но это так, к слову.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

Для VIP-драйва мы выбрали Jaguar XF: бизнес-класс, замша на потолке, кожа — повсюду. Плюс новационный дизельный мотор и люксовый ценник. Несмотря на это, первыми впечатлениями наш герой делится с настороженностью.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

Первая часть тест-драйва — оцениваем задний диван. Все-таки бизнес-класс предполагает перемещение с личным водителем.

— Ну, и как вам сзади?
— Мало места. В служебной Camry больше.

— Странно, класс автомобилей все-таки один.
— Но здесь ощущения другие. Полка задняя массивная выпирает, пространство уменьшает.

— В таких машинах обычно куча опций. Вы их все используете в полном объеме?
— Нет, конечно. Я когда выбираю автомобиль, беру полный набор под себя. Поэтому в моей машине только те, которые должны быть.И неважно: это модно или нет.

— Вы все время за рулем, или на служебной машине чаще перемещаетесь?
— Получается так, что на работу зачастую я добираюсь на своем автомобиле. А в течение дня все равно на служебном автомобиле: устаешь все-таки за рулем, сосредоточиться сложно. Ну, и мой водитель закоулки города знает лучше, чем я: все-таки в Екатеринбурге я не очень давно. Иногда какие-то служебные дела решаю прямо в машине.

— Водителя сами выбирали?
— Получилось так, что когда я приехал, этот водитель уже здесь работал. Я посмотрел — он меня абсолютно устроил. И уже два с половиной года ездим — все хорошо.

— Водителем своим как-то командуете, или полностью доверяете его манере вождения?
— Долго присматривался к нему, но я никогда не корректирую, потому что когда человек за рулем, некорректно вмешиваться. Он отвечает за безопасность движения, маршруты выбирает сам. Я говорю, что надо поехать туда-то, дальше его работа. Прибавить скорость, притормозить, поторопиться — это детали, которые человек за рулем выбирает сам.

— Какие-то навыки у него перенимаете?
— Конечно. Более того, когда менял место жительства, то первым, у кого я спрашивал совета по маршрутам, был мой водитель.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

— Трафик вам нервы выматывает, или вы спокойно к нему относитесь?
— Я к этому спокойно отношусь: это данность, она есть. Просто надо понимать, что это может случиться, и планировать свое время соответственно.

— Некоторые бизнесмены в пробках читают, проверяют почту. А вы чем занимаетесь?
— Я говорю по телефону, решаю какие-то служебные вопросы. В том числе работаю с компьютером, проверяю почту.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»
Фото: 66.RU

— Машины часто меняете?
— Моему последнему автомобилю три года. Для себя я определил, что это уже срок. Я его новым брал, и сейчас тот срок, когда машину нужно поменять. И я решил для себя, что бы мне хотелось видеть в моем автомобиле, чего в сегодняшней машине не хватает. Исходя из этого, я приобретаю новый.

— А пробег сейчас какой?
— У личного автомобиля — смешно, но всего 30 000 км. Хотя бывают и дальние поездки: я уже дважды ездил в горный Алтай.

— На родину?
— Да, почти. Я с Алтайского края. Горный Алтай рядом, там очень красиво, но не все об этом знают. Меня не напрягает дорога, сам за рулем — очень приятно. Но просто не всегда время на это есть.

— Для путешествий какой транспорт предпочитаете? Ну, например за границей: туравтобус или машина напрокат?
— Напрокат. Там ездить позволяют дороги, автострады — получаешь удовольствие от езды. Лучше напрокат, а туристические автобусы… Ну, это необходимость. Если экскурсия пролегает куда-то в труднодоступное место, то да — вопросов нет. А если я еду отдохнуть и покататься из одного населенного пункта в другой, то да, только автомобиль.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»
Фото: 66.RU

— А по Алтаю перемещались на своем автомобиле?
— Да, на своем. Я туда и поехал, потому что маршруты знаю, знаю на что посмотреть. К тому же у нас была неплохая компания около 11 человек. Гостям надо было что-то показать.

— А еще на Алтае распространены конные прогулки. Не пробовали?
— Конечно, есть. Но это такое — локальное развлечение. Долго на коне не проедешь. Я бы не советовал сто километров на лошадях ехать. Это очень тяжело. Автомобиль же позволяет посмотреть многие вещи: пещеры, перевалы. И водные прогулки есть, и экстрим — парапланы. В общем, стоит посмотреть.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

— А по Уралу путешествуете на машине?
— По Уралу — да. Здесь это пока поездки внутри одного дня. И по служебной необходимости много езжу по Уралу. Самая северная часть – это пока Серов. Иногда за день приходится делать командировочку Серов — Нижний Тагил — Екатеринбург, бывает за день больше тысячи километров проезжаем, и мой водитель делает это с удовольствием.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

Пока фотограф расставляет свет, Сергей пересаживается на водительское место.

— Как вам рабочее место, приборная панель?
— То, что специфическая, чувствуется. Оригинальная, скажем так. Мне нравится все. Может быть, по ходу движения я что-то другое скажу, но пока чувствуется и смотрится хорошо: все рядом, под рукой. Показатель удобства в машине — это когда садишься в нее, закрываешь глаза и находишь рычаг КПП, руль безошибочно, кнопки все.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

— Что бы вам хотелось убавить или добавить в Jaguar XF?
— Отвечу на этот вопрос, когда проеду.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»
Фото: 66.RU

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

Козырь Jaguar: круглая шайба-селектор КПП и выдвигающиеся дефлекторы обдува. Заводишь машину, и «кошка» как бы оживает, приходит в боеготовность.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

Срываемся с места и летим по строящемуся «Академическому». Длинные прямики позволяют оценить потенциал машины.

— Движок, между прочим, дизельный!
— Да, Татьяна (специалист отдела продаж Jaguar, прим. автора) обратила мое внимание на это. По звуку мотора даже не верится! Машина оборотистая, это чувствуется. Скорость набирает очень хорошо!

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

За рулем приятный автомобиль, не могу сказать ничего плохого.

Подвеска работает очень хорошо: не чувствую камни, выбоины, хотя дорога неровная. Машина приятная, подвеска съедает неровности.

— Где вам больше нравится в Jaguar XF — на водительском или заднем пассажирском сидении?
— Поскольку машина для меня новая, то на водительском, скорее. Хочется испытать его возможности. Хотя удобно и там, и там. Неудобств не ощущаю. Меня все устраивает! Даже удивлен.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

Придраться к Jaguar XF и в самом деле трудно: английский бизнес-класс имеет некую харизму, своеобразный шарм, который отличает его от немецких и тем более японских конкурентов.

— Социологи до сих пор спорят: зародился ли в России средний класс. А такая социальная категория, как бизнес-класс, у нас окончательно сформировалась? Можно говорить однозначно, что — да, такой класс в обществе есть?
— Я думаю, да. Просто, что мы вкладываем в понимание бизнес-класса? У каждого оно свое. Но я сюда отношу, в первую очередь, маневренных людей: все, что связано с работой, с перемещением.

Это не кабинетный работник, он имеет определенный статус, при этом его работа связана с перемещением . Такой контингент сформировался, эти люди как раз довольно редко используют служебные автомобили для своих перемещений.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

Сергей переводит шайбу КПП в положение S — Sport. Прислушиваемся к изменившимся повадкам машины. 275 л.с. и 600 нМ крутящего момента — это ощутимая сила. Разгон до 180 км/ч у Jaguar XF не отнимает ровным счетом никаких усилий. Внутри чувство скромности ложно притупляется: чревато контактами с людьми в погонах..

— Свой стиль вождения вы бы как охарактеризовали: спокойный, размеренный, или брутально-агрессивный?
— Я не сказал бы, что он спокойный. Я человек целеустремленный. Соответственно, то, что он взвешенный — это однозначно. Я не лихач, но когда есть возможность, я скоростные режимы использую.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

— С хамством на дороге часто встречаетесь?
— Ну, знаете… Фактура у меня такая… Так что нет. Случается, но это не хамство, скорее, а эмоции у человека выходят. Потом успокаивается.

— За годы вождения выработался у вас какой-то свой этикет на дороге, какие-то нормы, правила поведения в потоке?
— Меня до сих пор удивляет, что в самый последний момент некоторые водители начинают показывать «поворотник». Ну, такие вот мелкие вещи меня раздражают. Удивляет, когда человек кого-то настойчиво не пропускает. Зачем? Если есть возможность — ты пропусти!

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

— В среде богатых людей считается нормальным брать кредит на столь дорогой автомобиль, как, например, Jaguar или Volvo?
— Это нормально. Богатый человек стал богатым, в первую очередь, потому, что вовремя мог управлять своими финансами. Когда человек понимает, что собственные ресурсы, которые он вкладывает в бизнес, принесут гораздо больший доход, нежели потери по проценту банковскому, то почему бы ему не взять?

— В свое время рынок рос за счет бурного подъема кредитования. Рынок упал из-за того же: сократилась выдача кредитов. Сейчас эксперты предрекают подъем за счет роста выдачи кредитов. Преимущественно, дешевых. Они вернулись?
— Менялся рынок, но менялись и игроки на этом рынке. Наш банк не прекращал работать в этом направлении. Провала в продажах не почувствовали, наоборот: выросли, потому что к нам перешли клиенты других банков. Сейчас рост рынка есть, растут и кредитные продажи. Если в прошлом году продажи машин в кредит были на уровне 10%, то сейчас, по оценкам автохолдингов, такие продажи достигли уже 40%.

— Это хорошо или плохо? Ведь остается риск того, что будет очень много невозвратов, и опять все обвалится.
— Мы оцениваем заемщика, смотрим на его доход, на то, где он работает, перспективы становятся понятны. Риски взвешиваются, у каждого банка своя рисковая политика.

— Еще один тренд прошлого года-катастрофы: ужесточившиеся требования к заёмщикам. Сейчас тоже проверяете дотошно всех и каждого?
— Проверяли тщательно, и сейчас проверяем. Просто в том году были установлены некие отраслевые риски. Допустим, кто сильно пострадал? Предприятия металлургической отрасли. Соответственно, этот риск оценивался, и к сотрудникам таких предприятий мы применяли несколько другой подход, чем к остальным категориям.

Причем, это не значит, что сейчас ввели какие-то другие критерии. Мы постоянно что-то меняем, что-то убираем, что-то добавляем. Уровень отказов сейчас оцениваем как умеренный: 50% отказов — это нормально, не пугайтесь.

Не все люди, которые приходят к нам, отдают отчет о том, как они в дальнейшем будут жить. Чтобы человек жил и получал при этом удовольствие, для этого нужна финансовая свобода. Если человек на себя берет бремя, то банк может ему отказать: нам тоже проблемы не нужны.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

— Кредиты автомобильные потихоньку дешевеют, а возможен ли вслед за ними приход доступной ипотеки?
— Она уже есть. Собственно, это программа, которую инициировал В.В.Путин — «Путинская ипотека». Мы пока по этой программе выступаем единственным оператором. Уже одобрено заявок почти на 5 миллиардов по всей России, более чем на миллиард выдано кредитов по этой программе.

— Как оцениваете перспективы гаражной ипотеки и зачем она вообще понадобилась?
— Мы пионеры в этом направлении, хотя такая ипотека была и раньше, просто завуалирована. То есть человек мог взять кредит наличными и приобрести гараж. Но по «гаражной ипотеке» мы четко понимаем, какой ресурс нужен человеку — ценник будет другой.

Думаю, что около 20% кредитов, которые мы выдаем, будут сопровождаться гаражной ипотекой. Мы не ставим такую ипотеку как локомотивный продукт, спрос будет не такой огромный. Делаем это для того, чтобы клиент мог получить комплекс услуг в одном месте.

— Перед тем, как такую услугу запустить, изучали мировой опыт?
— По-моему, только в России этой услуги до сих пор не было. Мы изучили спрос здесь, изучили законодательную базу, просчитали риски. Поняли, что они такие же, как и при приобретении жилья.

Здесь нужно понимать, что человек по-разному относится к жилью и гаражу: с ним проще расстаться, и этот риск был заложен изначально.

— Много говорите о рисках. Остро стоит проблема? Часто приходится, например, имущество отнимать из-за невыплат?
— Процент просроченных сумм в норме. С проблемными должниками всегда садимся за стол переговоров. Есть инструменты реструктуризации, есть возможность рассрочить платежи. Если человек может, но не хочет, что ж… Дорога одна — в суд.

Но таких немного: все мы здравые люди, и зачем ссориться, когда можно найти компромиссное решение.

— А есть упертые неплательщики?
— Скорее есть люди, у которых есть недопонимание, что если с банком не договориться, то будет плохо. Такое случается, но это единицы. Человек, который приходит в банк, нами оценивается. Мы понимаем сразу, что с ним в дальнейшем могут быть проблемы, отказываем ему в выдаче.

— Какой совет вы могли бы дать человеку, который собирается брать машину в кредит? Как ему грамотно взвесить свою долговую нагрузку?
— Во-первых, надо прийти и четко консультанту сказать свою потребность, честно обозначить доходы. Во-вторых, если человек собирается платить 50% от своего дохода, то он должен понимать, как будет жить на оставшиеся 50%, хватит ли ему этого.

У каждого cвои подходы. Я искренне советую, чтобы долговая нагрузка составляла максимум 35% от дохода, не более.

— А за какими автокредитами сейчас чаще всего приходят: за кредитами на бюджетные авто, за кредитами на авто среднего класса?
— Если говорить по маркам, то, наверное, «вазы» и «корейцы» лидерами являются. Если говорить в объемах, то очень много кредитов выдаем на машины премиум-класса. Выдаем кредиты и на Audi R8, и на Bentley.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»
Фото: 66.RU

— С производителями напрямую работаете, или только с дилерами на местах?
— С дилерами чаще всего. Но есть отдельные программы, которые заключены головным офисом напрямую с производителями. Это соглашения заключаются на уровне корпораций, мы тоже принимаем тут участие.

— Появляется много кредитных программ от производителей: GM Finance, Mercedes-bank. Они вам конкуренты?
— Эти банки клиенту никогда не предложат дополнительных продуктов, которые даем мы. Мы делаем комплексные предложения. В отличие от этих банков, это не только автокредиты. Соответственно, тут важно понять, на кого мы ориентируемся. Оцениваем предложения этих банков, автокредиты у них более конкурентные, особенно при наличии у заемщика первоначального взноса. Но когда начинаешь делать предложение по депозитам, по удаленному управлению счетами, по вкладам, которых у них нет, то клиент, оценивающий комплексное предложение, идет к нам.

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

Сергей Кульпин: «бизнес-класс — это маневренные люди»

Благодарим автоцентр «Краснолесье» и специалиста отдела продаж Jaguar Татьяну Флягину за помощь в организации и проведении съемок.

Фотограф: Николай Ковалевский

66.RU