Раздел Авто
21 июля 2010, 16:00

Горячий уикенд: надо ли платить за въезд на пляж?

В особо жаркие выходные подъезды к пляжам в окрестностях Екатеринбурга напоминают иллюстрацию к пословице про сельдей и бочки. Машины бросают прямо на трассе или в лесах около водоема.

Меж тем для этих целей есть автостоянки. Иногда не бесплатные, зачастую — нелегальные. Мы проехались по близлежащим пляжам и посмотрели, в каких условиях находятся так называемые «парковки», за въезд на которые, к тому же, требуют определенную сумму. Надо ли платить?

За сам подъезд к водоему - нет.

Леонид Волков, депутат гордумы:

— По поводу легитимности парковок на пляжах нельзя судить так однозначно, как, скажем, в городе. Даже если власти муниципалитета, к которому относится пляж, давали разрешение, проводилось межевание и другие необходимые процедуры, то в любом случае есть прибрежная полоса, в которой запрещен ряд видов деятельности. Также к воде должен быть бесплатный альтернативный проход.

Прибрежная зона регламентируется Водным кодексом РФ от 03.06.2006: это порядка 50 метров от кромки воды, к которой проход должен быть бесплатным.

Взимать «плату» с автовладельцев можно разве что за стоянку. Но и она должна быть организована в соответствии с рядом требований. В первую очередь, стоянка у пляжа должна быть заасфальтированной.

Тем не менее вот здесь, в поселке Санаторный у Балтыма, нет ни единого намека на асфальт. Машины ставят в чистом поле, а иногда и вплотную у воды.

Фактически это не стоянка, а просто кусок земли, платить за нахождение на котором не надо.

Тем временем скучающая бабушка берет у желающих сто рублей с машины за въезд на территорию. Спрос с охраны невелик: предъявлять необходимые документы по первому требованию любого прохожего представители руководства прибрежной стоянки не обязаны. Хотя документов этих они должны иметь множество.

Алексей Торгушин, управляющий партнер «Ассоциации практикующих юристов»:

— Для того, чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность по организации платной стоянки на расстоянии 50 метров от воды, у лиц, осуществляющих данный вид деятельности, должен быть как минимум договор аренды земельного участка, с указанием его кадастрового номера и планом межевания. Кроме того, подъезд к озеру и место стоянки должны быть оборудованы твердым покрытием (то есть асфальтированы).

В нескольких километрах от этого места — еще интереснее.

Фактически, асфальтированная стоянка там есть: доступ к ней перекрывает веревочный шлагбаум. А за въезд собирает мзду какой-то юноша.

Взамен всем желающим выдает квитанцию с некоей печатью, а потом... исчезает в неизвестном направлении.

Еще 20 минут назад он был здесь. Потом исчез насовсем. Наверное, вернется в субботу: обещают +35 и солнечно.

Есть ли ответственность за сохранность чужого авто на таких стоянках? Сомнительно. Из общения с «охранником» на пляже у озера Таватуй понятно, что платят люди за право въезда и кусочек бумаги c надписью «квитанция», а не за спокойствие по поводу железного коня.

Иногда неправоту и нелегитимность платы за въезд на полянку или лужок у воды сторожу можно объяснить доходчиво, ссылаясь на часть 6 ст. 65 Водного кодекса РФ. Если не помогает, придется звонить в гос.органы.

По идее, на звонок должны отреагировать. Тогда хозяев «веревочного» шлагбаума ждет штраф за незаконное предпринимательство.

Алексей Торгушин, управляющий партнер «Ассоциации практикующих юристов»:

— Если у Вас возникли сомнения в законности обустройства подобного рода стоянки, то необходимо обратиться в Прокуратуру по месту нахождения водоема с соответствующим письменным заявлением. В случае нарушения указанных требований, регламентирующих правовой режим водоохранных зон, в соответствие со ст. 8.42 КоАП РФ, отдельные граждане наказываются штрафом от 3 до 4,5 тысяч рублей, должностные лица – штрафом от 8 до 12 тысяч рублей, а юридические лица - штрафом от 200 до 400 тысяч рублей.

Добавим, что оштрафовать могут и простых автомобилистов, которые подъехали на собственных машинах ближе 50 метров водоему по «грунтовке» или прямо по траве.