Раздел Авто
6 мая 2010, 11:10

Тест-драйв: На чём учился ездить Шумахер

Рама, четыре колеса, руль и мотор от газонокосилки - так устроен самый простой гоночный автомобиль.

Тест-драйв карта? А почему бы и нет. Можно отдохнуть от разговоров о мягком - или не очень - пластике, вместительных бардачках, и прочих малозначимых для автомобиля вещах. И сосредоточиться на том, что и делает автомобиль автомобилем: мотор, трансмиссия, рулевое, подвеска… Хотя подвески здесь тоже нет. Как нет и дифференциала, передних тормозов, приборов и кузова. И, тем не менее, это автомобиль. Да не простой, а гоночный! С картинга начинали свой путь многие пилоты Формулы 1 и других гоночных серий. Да и сам картинг вполне серьезный вид автоспорта.

На момент проведения теста открытые картодромы из-за погодных условий еще не были готовы к заездам, поэтому мы обратились в картинг-центр, располагающий закрытой всепогодной трассой. На картодром нас пустили еще до его открытия для посетителей, так что вся трасса была в нашем распоряжении. А разобраться в особенностях картинга нам помог менеджер Юрий Ефремов.

Считается, что картинг появился благодаря американским летчикам времен Второй мировой войны, которые скучали в перерывах между вылетами и не знали, чем себя занять. Развлекались тем, что катались и устраивали гонки на самодельных машинках. За основу брали кое-как сваренную из труб раму или тележку для подвоза авиабомб. Авиационные колеса, мотор от газонокосилки, канистра вместо бензобака — и вперед.

Такой же карт, только новый, стоит порядка 90-100 тысяч
40 из них двигатель. За три месяца машинка полностью окупится.

Распространение этот вид техники получил в 1956 году. Бывший летчик Арт Инглс, а на тот момент механик отделения фирмы «Куртис крафт», выпускавшей гоночные автомобили для гонок в Индианаполисе, построил карт и показал его широкой публике, проехав перед началом соревнований один круг по автодрому. Результатом стал быстрорастущий спрос на такого рода машины. Инглс даже создал фирму по выпуску картов - Ingels-Borelli, которая долгое время оставалась одним из ведущих производителей в индустрии картинга.

В нашей стране секций картинга при дворцах пионеров, станциях юных техников и просто в средних школах существовало великое множество, вплоть до первой половины девяностых. И не беда, что инструмента не хватало и приходилось носить его из дома, бензин руководители кружков, зачастую, сливали со служебных машин, а на картах стояли стареющие моторы (в данном случае, от мотоциклов и мопедов). Главное, эти кружки и секции были бесплатными, и успех юного картингиста не зависел от бюджета его родителей. Сегодня такое невозможно ни у нас, ни где бы то ни было.

На длинной прямой, продавив газ до упора, понимаешь: вот и все
Карт больше не разгоняется, дави не дави. Справедливости ради надо заметить, что мотор «придушен», стоит ограничитель открытия дросселя, так как еще не прошел обкатку. Интересно, какие ощущения испытывает гонщик в классе Суперкарт, где максималка может достигать 260 км/ч?!

Основа карта - стальная рама. Использование алюминия, титана и композитных материалов запрещено, так как по правилам материал должен быть магнитным. Конструкций рам великое множество, многие существуют в единственном экземпляре, и потому их очень трудно классифицировать.

Большинство рам плоские, хотя были в истории картинга и пространственные. В 60-х годах их использовали спортсмены из ГДР. Эти рамы были легче обычных, однако построить и ремонтировать такую конструкцию было непросто. Но отказались от них по причине излишней… жесткости. Ведь роль пружин подвески у карта играют шины и рама, последнюю иногда специально ослабляют, чтобы она больше скручивалась винтом в повороте, благодаря чему колеса не будут отрываться от земли.

Чаше всего двигатель устанавливают справа от пилота
Но есть варианты расположения силового агрегата и слева, и сзади, и даже спереди. На американских картах иногда ставили сразу два мотора.

Двигатели тоже могут быть разными. Исторически это мотор от газонокосилки, но канадцы, например, чаще используют мотор от бензопилы. Применяются как двух-, так и четырехтактные движки. Мощность от 2,5 до 40 л.с.. В нашем случае мотор был четырехтактный и выдавал 6,5 лошадей, что для прокатного карта вполне достаточно.

Юрий рассказал, что однажды они пробовали ставить моторы какой-то китайской фирмы. Движки эти были весьма дешевы, ну, и работали, соответственно, «на все деньги». Намучившись с китайской продукцией, ребята вернулись к хондовским моторам.

Большая черная ручка слева — это стартер
Для того, чтобы завести мотор, дергать за нее приходится сильно. Тросик сверху соединяет дроссельную заслонку с педалью газа. Кроме газонокосилок, этот двигатель ставится на генераторы, насосы, мотоблоки и т.д.


А это зажигание

Бак на 4 литра, его хватает на 5-6 часов
Хондовский мотор кушает только 95-ый бензин.

Коробка передач – вариатор. Просто и эффективно. На гоночных картах ставят механические коробки с количеством передач от 2-х до 6-ти, и рычагом переключения скоростей на руле, но для прокатной техники такая конструкция не лучший вариант. Пока освоишься с переключением – время вышло.

Для простоты управления прокатные карты оснащаются вариатором с центробежным сцеплением

Привод на колеса цепью, поэтому, в отличие от обычного автомобиля, заменой ведущей звездочки можно легко сделать главную передачу подлиннее или покороче, в зависимости от условий трассы.

Натяжение цепи регулируется смещением двигателя

Тормоза у нашего подопечного гидравлические, но только на задней оси. Слышал, что в таком случае непосредственно в момент торможения нужно выворачивать передние колеса (естественно, в сторону поворота) тогда они тоже будут тормозить, помогая задним. Подсчитано, что так эффективность торможения увеличивается на 20%. Но Юра сказал, что не стоит заморачиваться, эту трассу на таком карте можно пройти вообще без торможения.

У тормозного диска даже предусмотрено охлаждение, за счет выступов на ободе


Справа газ, слева тормоз
Главное не нажимать на обе педали одновременно. Иначе горит сцепление, а если сделать так на вираже, то карт просто снесет наружу поворота.


Дифференциал запрещен
Между задними колесами просто вставлен «лом».


Рулевой вал соединен с тягами напрямую, потому руль очень «короткий» и тяжелый. В конце концов, так и должно быть на гоночном автомобиле.

Интересная особенность: развал колес у карта должен быть нулевой, а схождение отрицательное. То есть, передние колеса слегка смотрят в разные стороны. Это дает большее сцепление передка на входе в повороты. Настраивать управляемость можно, изменяя колею задних колес и жесткость рамы.

От упора до упора руль делает меньше, чем пол-оборота
Если провести аналогию с часовым циферблатом, то от упора до упора — 25 минут.

Рулевое управление проще некуда:
Редуктора нет, все напрямую. Руль довольно тяжелый, с непривычки руки устают.

Юрий заводит мотор, несколько раз дернув за специальную рукоятку механического стартера. Двигатель заработал, но, перед тем как ехать, ему нужно дать прогреется. Для этого вывешиваем задние колеса, подставив под раму небольшую дощечку, чтобы карт, благодаря вариатору, не укатился, и ждем несколько минут. Наконец, можно ехать. Усаживаюсь поудобней, насколько это возможно, и газ в пол, или, вернее, в раму.

Разгон, мягко говоря, не ошеломляет, но, после длинной прямой, на которой все-таки удалось разогнаться, поворот под 90 градусов влево и одновременно спуск вниз. Хоть и говорили, что можно не притормаживать в поворотах, автомобильные привычки дают о себе знать, притормаживаю. Затем разворот на 180 градусов и снова вниз.

Трасса проложена на трех этажах паркинга, и потому получилась довольно интересной. Два спуска, два подъема, четыре поворота на 90 градусов, четыре разворота разного радиуса, и одна прямая. Раньше прямых было две, но потом из одной сделали подобие переставки. Если едешь в первый раз, то только к концу заезда запоминаешь конфигурацию, а до этого чуть ли не каждый поворот сюрприз.

Многие повороты буквально прорезинены следами от покрышек
Ну что ж, так даже лучше.

Мотор жужжит, на мелких неровностях карт трясется и даже слегка подскакивает, создавая дополнительный шум. Этот грохот эхом отражается от стен, и только усиливается. Стекла у шлема нет и там, где идущие вдоль трассы окна открыты, холодный ветер бьет по глазам. Иногда и снежинки пролетают. Это на прямой кажется небыстро, а в поворотах очень даже. Перед глазами мелькают заграждения из покрышек и деревянные стенки, обшитые чем- то вроде транспортерной ленты.

В горку смело давишь полный газ, а вот под горку поначалу страшновато. Потом привыкаешь, и чувствуешь как карт в какой-то момент камнем устремляется вниз, а там очередной поворот. Шины визжат на виражах, но то, как эта тележка с мотором прописывает дугу, не сравнить ни с одним легковым автомобилем. Вот оно - отсутствие подвески, низкий центр тяжести и очень малая масса.

Давление: 2 атмосферы на передних колесах и 3 на задних
Профессиональные пилоты подбирают давление воздуха в каждой шине индивидуально.

Вообще, автомобильчик настолько мал, что пилот оказывает на возможности машины огромное влияние не только как водитель, но и как центр тяжести, масса, развесовка и аэродинамика. Хотя, что касается аэродинамики, честно говоря, не вижу большого смысла на прокатных картах пригибаться к рулю, как это делают некоторые ребята на прямых отрезках. Скорости не те.

Центр тяжести и развесовку можно изменять, смещая сиденье, соответственно, вверх-вниз и вперед-назад, буквально на сантиметр. Но, опять же, на прокатном карте из этой затеи ничего не выйдет, сиденье приварено намертво. Что касается массы водителя, то тут, понятное дело, чем меньше, тем лучше.

«Дополнительное оборудование» — подушка под пятую точку
Уверен, езда с ней комфортней, но в одной, особенно напряженной S-образной связке поворотов, я несколько раз ударялся о край сиденья, а без подушки, наверняка, сидел бы как влитой.


При прохождении поворотов, пилоту рекомендуется отклоняться корпусом не во внутрь виража, а, казалось бы, вопреки здравому смыслу, наружу. Так внешние колеса дополнительно догружаются и не соскальзывают с траектории. Попробуем. Действительно, лучше, даже визга покрышек меньше! Надо только выработать привычку делать так всегда, а то, сосредоточившись на правильной траектории, я иногда забывал отклонится.

Правильную траекторию найти с одной стороны легко, это та, по которой автомобиль проходит поворот быстрее всего, без лишних скольжений. Любое скольжение - это торможение, выглядит эффектно, но на деле неэффективно. Ребята из картинг-центра (и не только они) рекомендуют заходить в повороты по максимальному радиусу, так уменьшается центробежная сила, а потом резко разворачивать машину, и снова двигаться по прямой, исключая, таким образом, лишние скольжения.

По периметру карта идет широкой резиновая лента
Напоминает автомобильчик из аттракциона «Сталкивающиеся машинки». Иногда просто ставят металлические трубки по кругу или вообще ничего не ставят. Без защиты карты часто цепляются колесами друг за друга в поворотах.


Через какое-то время у меня начинает получатся проходить девяностоградусные повороты, как, по крайней мере, мне кажется, по правильной траектории, и не притормаживать даже, когда летишь под горку, за которой очередной вираж. Со шпильками (180 градусов) сложнее, скольжений все равно больше, чем хотелось.

Мой карт на трассе один, и «круговых» обгонять не приходится, ну, или самому быть «круговым». Так, конечно, время прохождения круга меньше, но без соперников как-то неинтересно. Что ж, будем вести гонку со временем. Спрямляем траектории, отклоняемся в повороте и не тормозим. В результате, удалось улучшить лучшее время круга первого заезда на несколько секунд. Дальше подустал и начал ошибаться. Зацепил резиновой окантовкой карта бордюр. Потом снова чуть не влетел в ограждение. Всё, хорош, быстрее на этот раз уже не получится.

В желтой коробочке датчик телеметрии
Он позволяет определять время прохождения круга…


…а раньше в эту трубку вставлялся длинный, выше головы любого водителя, штырь
На финише он пересекал луч фотоэлемента. У каждого карта был штырь определенной длины, а на стене располагались четыре луча на разной высоте.


В самых интересных местах трассы стоят камеры…

… изображение с которых транслируется на эти экраны. Удобно.


Абсолютный рекорд прохождения этого «Нюрбургринга» 26,71 сек. Мои же 34 секунды с копейками были далеки от рекорда. Тем более, что механик, сев после меня в этот карт, тут же привез мне секунду с круга. Ну, что поделаешь, он чаще меня бывает на картодроме.

«Юрий, а что еще можно сделать, чтобы ехать быстрее?», — спрашиваю я.

«Чаще ездить», — отвечает он.

Согласен.

Напоследок мы поснимали еще и вот такое чудо техники.

Двухместный вариант для того, чтобы катать детей до 12 лет
Руля два…

…а педаль одна, зато большая
Это педаль тормоза…


…газ на рулевой колонке
На правой.

Пример заднемоторной компоновки
Кстати, двигатель тут слабее, чем у одноместного карта на одну лошадиную силу.

Из-за большей ширины повороты этому «монстру» даются тяжелее, чем одноместному собрату

Благодарим картинг-центр на Попова, 6 за помощь в организации и проведении тест-драйва.

Текст: Константин Георге
Фото: Николай Ковалевский


Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.