Намедни я приценивался к бюджетному семейному отдыху в Абу-Даби. Невероятно логичный Booking в числе прочего выкатил мне «бест оффер» — номер на троих всего-то за 1 670 000 рублей/неделя. Я не знал, как быть с такими щедротами, потом прикинул, что на эти деньги можно купить три «Дацуна», и отказался.
«Дацун». Автомобиль японского бренда, подконтрольного «Ниссану», но собираемый из «Гранты» в Тольятти. Группа японских инженеров незримо бдит и контролирует, следит, пробует, вносит рацпредложения и допиливает изначально простенькую вазовскую конструкцию до удобоваримого уровня. Вот опять: кресла перешили, сверчки вытравили, кондиционер сделали более тихим и производительным. В разговоре о тишине нельзя не упомянуть новые тормозные колодки. Они, как уверяют в Datsun, стали совсем другими и теперь не будут скрипеть уже к первому ТО. Жаль, усилитель остался прежним, и на педаль тормоза по-прежнему надо давить двумя ногами. Но даже это не главное: в седане on-Do наконец-то появился 4-ступенчатый автомат Jatco!
Коллеги из Datsun говорят, что изначально не видели в этом какой-то сверхприоритетной задачи. Аудитория седана on-Do (в отличие от «молодежного» хэтча mi-Do) более консервативна и неприхотлива, да и география основных продаж (там, где медведи за околицей) как-то не требовала наличия АКПП. Позже оказалось, что автомат все-таки нужен, и старый добрый Jatco, знакомый еще по прошлой «Тииде», пришелся как нельзя кстати.
Стоп, это где-то уже было
Ага, а в музыке — так вообще всего 7 нот, и все повторяются без конца. Jatco действительно еще с 2012 г. ставили на «Гранты» и «Калины», но с тех пор прошло какое-то время, и подход поменялся. Так, под Datsun автомат перекалибровали, изменили программу блока управления двигателем. В первую очередь искали некий компромисс между динамикой и плавностью работы.
На Jatco вазовских времен жаловались: мол, тормозами надо на светофоре машину придерживать изо всех сил, иначе она из-под тебя выпрыгнет. Сейчас не выпрыгивает, хотя старты всё равно получаются резковатыми — так сильно она хочет ехать! В остальном я разницы со своими ощущениями четырехлетней давности не прочувствовал: несмотря на архаику конструкции, автомат переключается плавно, вовремя, без задержек и рывков. Конечно, в «экстремальных» режимах тяги всё равно немножко не хватает, но на этот случай есть клавиша «овердрайва», которая отсекает высшую передачу и дольше держит коробку на пониженной, а обороты мотора, соответственно, повышенными. Езда получается крайне динамичной.
«Динамика» и «Datsun» в одном предложении? Автора били по голове?
Никак нет. Я еще сильнее рассмешу сейчас: мотор здесь — 87-сильный, 8-клапанный. Такие вводные вкупе с 4-ступенчатой гидротрансформаторной коробкой вообще говорят нам о том, что машина никуда ехать не должна. А она едет! Правда, это касается рывка 0–40 или в лучшем случае 0–60 км/ч. Дальше ни момента, ни силенок не хватает, чтобы вывезти по-взрослому, оттого и паспортные значения спурта до сотни — долгие и вязкие 14,3 сек. Но на коротких пробросах от светофора к светофору вам равных будет немного. Да и в партизанских лесах нехватки динамики мы не чувствовали даже в загруженном тремя мужиками и багажом автомобиле.
В общем, бодрая машина. Ощущение это усиливается благодаря многочисленным звукам: отчетливо слышно, как ревет мотор, как шины цепляются за асфальт, как ветер обдувает его кургузый кузов. Возможно, будь шумка потолще, on-Do не казался бы таким резвым. Хотя как раз по части шумов и изоляции от них в on-Do сделали несколько «патчей»: тише должен стать кондиционер, перестать скрипеть кресла, однозначно меньше звуков стали издавать стеклоподъемники — подробности на интерактивной графике ниже:
Тогда важный вопрос: сколько «Дацунов» влезет в кузов «БелАЗа»?
Если самого крупного в мире, 450-тонного, то порядка 450 штук: on-Do ведь очень лёгонький. И это нам на руку: малая снаряженная масса автомобиля — залог и вменяемой для 87-сильного мотора динамики, и неплохой управляемости.
Кстати, если застрянет в снегу, то опять же благодаря легкости его нетрудно будет вынести оттуда просто на руках. Хотя застревает он неохотно: мы по ходу наших экспериментальных заездов неоднократно выезжали на нем в чисто поле — и on-Do вполне себе пёр напролом, пока колеса цеплялись за грунт.
Правда, эта же легкость на трассе оборачивается курсовыми погуливаниями от бокового ветра, но они не настолько критичны, как могло бы быть. Другой вопрос, что от легкой машины с маленьким мотором ожидаешь такого же маленького расхода топлива. Но за без малого двое суток преимущественно загородной езды ниже 9,5 л/100 км наш расход так и не опустился.
Сколько готовить?
Немного: on-Do с автоматом начинается с отметки 512 000 руб. и заканчивается на 602 000 руб. Но самым дешевым автомобилем с автоматом этот Datsun всё равно считаться не может, потому что есть еще Ravon R2 (в девичестве — Spark). Тот, конечно, относится к А-классу и при прочих равных он размером с один только багажник on-Do, но чисто формально самый дешевый в России — именно Ravon, а Datsun где-то следом.
За кадром
На знакомство с автоматическим on-Do «Дацун» повез нас в братскую Белоруссию, и о ней надо знать всего две вещи. Первая. На заднем плане фото с «ондошечкой» есть недостроенный коттедж. Он такой не один, и я не зря выбрал его фоном. Это брошенный на середине возведения коттеджный поселок под Минском, который начал строить опальный олигарх, еще не будучи опальным. Когда отношения с Самим испортились, олигарх бросил всё и бежал из страны. А коттеджный поселок так и стоит — недоделанный, в чаще леса, без охраны, но со стеклопакетами и дверьми. Со стеклопакетам стоят дома. Неохраняемые дома стоят со стеклопакетами. Стоят. Со стеклопакетами. Неохраняемые дома.
Второй шокирующий момент, который говорит всё о белорусах: на загородных двухполосных трассах все (подчеркиваю — все) водители «Газелей», микроавтобусов, фур и автопоездов принимают вправо и пропускают тебя вперед. Вообще все — иные съезжают на обочину едва ли не полностью. По первости мне было до такой степени непривычно, что я невольно видел в этом какую-то провокацию. Но нет — это не провокация, это культура.
Еще нельзя побывать в Белоруссии и не заскочить в Жодино — место, где производят самые монструозные автомобили на планете. Но о БелАЗе нас ждет отдельный разговор, как ждет нас и отдельный разговор о чистоте дорог и методах их уборки. Закадровых впечатлений от соседней республики так много, что я, пожалуй, вынесу их в отдельные колонки, а пока можно посмотреть за путевыми заметками в наш «Инстаграм» — 66_auto.
Datsun on-Do: выводы и ТТХ
| 1,6 л, 87 л.с., 140 Нм |
| Передний |
| АКПП 4-ст. |
| Спереди: независимая, пружинная, McPherson / сзади: полузависимая, пружинная |
| дисковые / барабанные |
| 0–100 14,3 / Max 165 км/ч |
| 1 160 кг |
| АИ-95 |
| |
| 185/60 R14, 185/55 R15 |
| 530 л |
| 512 000–602 000 |
|
Кирилл Зайцев для 66.ru Минск — Екатеринбург, ноябрь 2016 г. Фото автора и Datsun |
Чтоб потом покупать под него "ступица передняя левая неоригинал" за 6 500? На эти деньги весь он-До перебрать можно!
А оригинальная, кстати, от 12 стоит. А это как пол-Дацуна!!