Вариантов — два: можно перевести авто на сжиженный газ (пропан) или сжатый природный (метан). Метановое ГБО дороже пропанового в среднем на 6 000 руб. — без учета баллонов, или вдвое, если вместе с баллонами, но, как мы увидим ниже, расход и траты в этом случае будут еще меньше, чем можно представить. Проблема в том, что вопреки пропаганде газа на государственном уровне, метановых АГЗС всё еще мало, а вот пропановые — на каждом углу.
По опыту дискуссий о ГБО в больших компаниях и радиоэфире знаю, что сейчас начнется. Вот хит-парад:
Антон всё лето отработал водителем службы заказа, половину этого времени провел за рулем автомобиля с ГБО и решил, что на бензиновый вариант не вернется и в обычной жизни.
|
Logan и ГБО: 4-цилиндровый атмосферный мотор + итальянское ГБО Zavoli — это 35 000 руб. за оборудование вместе с работами по установке. |
Такси — понятно: за год они наматывают по 100 000 км и больше, и на топливной экономии окупается не только установка оборудования, но и вся машина не по разу — я знаю цифры по одному из таксопарков Екатеринбурга, и там шесть нулей на конце сэкономленной суммы.
|
Загадочное «ГБО 4-го поколения» означает, что вся система полностью завязана на электронику. В ранних версиях даже выбор топлива (бензин/газ) происходил вручную, а за подачу пропана отвечали механические системы карбюраторного типа. С IV поколения думать не надо: там свой электронный блок управления, который по показаниям кучи датчиков решает, как смешать воздух и газ, чтобы горело, как впрыскивать, куда и в каком объеме. |
Но это корпоративный сегмент. А простым автомобилистам оно надо? Мы обратились за разъяснением к экспертам и просчитали на калькуляторе конкретный кейс, применимый к любому, по сути, «Логану», «Рапиду», «Октавии», «Весте», «Церато» — или что там у вас стоит на платной парковке у офиса. Итак:
Renault Logan 1,6 MT*
| ГБО пропан IV поколения | АИ-92 | Метан |
Установка, руб. | 35 000 | — | 80 000 |
Расход, л/100 км | 11 | 10 | 9 |
Стоимость топлива, руб./л | 17 | 33,85** | 13 |
Годовой расход, л | 2 200 | 2 000 | 1 800 |
Затраты на топливо, руб./год | 37 400 | 67 700 | 23 400 |
Км пробега в пересчете на топливо | 1,87 | 3,38 | 1,17 |
* при годовом пробеге 20 000 км ** средняя цена на АЗС/АГЗС Екатеринбурга на 25.10.16 |
По каждому пункту наших расчетов пояснения дает главный в городе специалист по ГБО Александр Максименко, директор установочного центра EliteGas.
— Насколько сложно (и вообще целесообразно) автомобиль начального уровня оснащать ГБО?
— Этот Logan — такси, и в его случае вопрос расхода топлива стоит особенно остро, потому что у него больше пробег. Но резон в ГБО есть не только у такси. Посчитайте разницу в езде на бензине и на пропане — оборудование окупается меньше чем за год! И сразу приносит экономию.
В этом конкретном случае мы поставили газовую систему Zavoli со скорострельными форсунками и большим ресурсом. Хоть перед нами и такси, но газовая система — выше среднего, я бы даже сказал — топовая версия. Но клиент понимает преимущества, понимает, за что платит, и хочет получить лучшее.
Что до сложностей с установкой — то правильный ответ: «Никаких». Здесь, как у доктора, главное — рука мастера. Нужно долго учиться, чтобы сделать правильно. Всё ставится согласно инструкции и схеме обучения, которое мы проводим раз в квартал с привлечением фирмы-производителя. Общение идет с итальянцами, и это большое преимущество: мы как крупная компания работаем с ними напрямую, что существенно ускоряет работу, и позволяет доводить до потребителя последние новинки и изменения в газовой сфере.
— Один вопрос мне не дает покоя который год: почему наиболее популярное газовое оборудование — итальянское? Это ж не самая газовая держава…
— Так исторически сложилось, что итальянцы занимаются этим вопросом, они были пионерами в 60-х. Сначала работали в масштабах каких-то маленьких заводиков, но в Италии велика семейственность бизнеса, и так вышло, что они постепенно разрастались, разрастались — и доросли из семейных бизнесов до больших корпораций, которые есть по всему миру.
Почему мы их предпочитаем — за сочетание цены и качества. Работали и с голландцами, например, но они сошли на нет из-за цен. У итальянцев же всё сосредоточено в одном месте, всё локализовано, всё отработано так, как не получается даже у китайцев — технико-экономическое чудо какое-то.
— А в России совсем плохо с производством газового оборудования?
— Рязань пробовала производить, соседи пытались — я имею в виду Белоруссию. Но даже у рязанцев совместное предприятие было всё с теми же итальянцами! Неплохой опыт у пермяков: завод на базе оборонного предприятия, делали очень качественное оборудование. Но по сочетанию цены и качества итальянцы всё-таки вытеснили наших, а российские предприятия, в свою очередь, еще и неповоротливые, итальянцы всегда были на шаг впереди.
— Представим, что я совсем неумный и всё равно не понимаю, почему итальянцы делают такое хорошее ГБО. В чем там секрет-то?!
— Внимание к деталям. Ну, например, шланги, соединительные трубки… Качественные шланги в мире делают ограниченное количество компаний — не больше шести. Есть и китайские, и польские производители, которые уже делают неплохо, но всё равно не на том уровне.
— На каком «уровне»? Резина и резина!
— Дело в том, что этот шланг должен иметь определенную жесткость, за счет чего он не складывается и не дубеет. Помимо этого, он не должен пропускать одоранты, которые есть в газе. Со временем обычные шланги начинают «фонить» газом — можно носом даже уловить, когда проходишь мимо какой-нибудь старой «Газели»: это пробиваются молекулы одоранта. Такая же ситуация и с метановым оборудованием, поэтому даже через несколько лет эксплуатации оно не должно пропускать молекулы газа.
— Как и баллон.
— Естественно! Это краеугольный вопрос безопасности. Чтобы не было утечек метана, применяются специальные вентили, а на пропановом оборудовании используется запорная арматура с пожарным скоростным клапаном и запорным электроклапаном. Плюс с нашей стороны для исключения утечек обеспечиваются крепления с каучуковой оплеткой, обеспечивающие максимально плотную фиксацию баллона.
Но даже на случай мало-мальской утечки всё продумано таким образом, чтобы газ выходил за пределы автомобиля, а не попадал в салон. Причем защитные механизмы продуманы не только на тот случай, когда автомобиль в движении: когда мотор глушится, то газ на каждом баллоне автоматически запирается электроклапаном.
Это, кстати, отличает нормальный установочный центр от гаражных: мелкие сервисы чаще всего вообще не говорят про все эти электроклапаны и другие сложности, а клиент может про такую необходимость и не знать — он просто выбирает то, что дают по самой низкой цене. Чем им еще клиента завлечь, как не низкой ценой, правда?
Во второй части нашего «газового» цикла поговорим о том, как сделать огромный Infiniti QX80 экономичнее маленького «Приуса». Если есть вопросы по установке ГБО — можете задавать их в комментариях: у нас будет время переадресовать их экспертам и выдать во второй серии. Следите за обновлениями на сайте!
Была восьмерка на газу - 600 рублей полный бак и ездишь целую неделю безвылазно.
+ хочется услышать по поводу плакатов перед подземными паркингами и торговыми центрами о том, что въезд с ГБО запрещён
И как водится к статьям Кирилла, действительно полезные комменты!
:)