Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

5 января 2016, 12:00
репортаж
Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»
Фото: Кирилл Зайцев; 66.RU; архив 66.ru; 66.RU
Мы не Хирурги и пафосных анонсов не делаем. Просто тихо взяли и съездили в преддверии Дня Победы в Берлин на самой подходящей для этого машине: Lada Kalina цвета «советский стяг».

— А это у вас Lada, да? — скромная немецкая бабушка долго на нас смотрела, пока наконец любопытство не преодолело робость. — У нас раньше тоже было много «Лад». Теперь вот нету.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Мы застряли, не доезжая 50 километров до Берлина. Пробка километров на 40, непривычная для конца апреля жара, снующие туда-сюда пожарные машины и реанимация.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

— Почему вы мотор не глушите? — спрашивает муж моей собеседницы.

И вот как объяснить Михаэлю («Мише», как зовет она его), что, если заглушим, то не факт, что заведемся снова. А если не заглушим, то закипим. Я ничего не объясняю, спасаясь старинным способом: поднимаю капот, и вся пробка тут же устремляется смотреть на диковинный двигатель такой же диковинной «Калины».

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

За неделю до этого стояния на автобане друзья друзей из Чехии рассказали странную новость: для своей прокатной компании они купили «Калину». И предложили мне побыть кем-то вроде тест-пилота. Не вопрос! Когда ближайший рейс на Прагу?!

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Kalina, несмотря на восторженно-удивленную реакцию наших немецких попутчиков, в Европе вовсе не редкость. Там присутствуют официальные дилеры Lada, продают и обслуживают наши машины. Поэтому Kalina, которую для меня подготовили в Carlove, — «европейка», чисто экспортный вариант, родины не нюхавшая с момента выезда с конвейера.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Ее дорога вообще была витиеватой: парни из чешского проката нашли машину в Германии, перегнали в Прагу, основательно перетряхнули всю подвеску.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Найти запчасти на «Калину» в Европе — отдельная песня: их жуткий дефицит, а ждать придется подолгу. Но русская смекалка и свои люди везде выручают. Тем более по такому поводу! Детали подвески нашлись, не успели подобрать только оригинальные литые диски. Но пролетарской «Калине» не привыкать к штамповкам с колпаками!

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Теперь парни думают, что с «Калиной» делать дальше. Скорее всего, будет красивый патриотический жест — дадут желающим и бесплатно. Но лучше спросить у них. Что до меня, то ранним апрельским утром я стоял на пражской брусчатке с осознанием того, что это самый странный день в моей жизни. Вот он — Карлов мост, вот она — Вацлавская площадь. И вот «Калина». С которой нам предстоит проехать тысячу верст до Берлина по следам 1-го и 2-го Белорусского фронтов.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Трясусь на тысячелетних булыжниках. Окружающие пальцем не тычут, но смотрят заинтересованно. Мы с «Калиной» идем, франтовато подбоченясь: в унылом однообразии серых и белых «Шкод» моя-то выглядит красавицей и оригиналкой! Постукивает только чем-то. Потряхивает.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Но идет ведь! Легкой, вовсе не солдатской поступью. Даже огрызается: со светофоров резвый 8-клапанник, радуясь буржуйском евробензину, разгоняет машину бодрее, чем можно было бы ожидать.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

А вот ездового комфорта ждешь поболе. Это дома к шумам от колес и гулу асфальта привыкаешь. Тут же, в царстве чистоты и тишины, все вибрации и паразитные шумы режут ухо как-то особенно сильно.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Kalina на Европу оснащалась особой радиолой: с кассетной декой и RDS. Медиасистему с навигацией пришлось мастерить на коленках нам самим из подручного смартфона и Wi-Fi-роутера.

Не скажу что мне за нее стыдно. Понятно, что Kalina I по своему уровню — как Corsa поза-позапрошлого поколения. И тем не менее. На автобане ее не сдувает, на затянутых дугах сложных развязок она стоит, пусть и поскрипывая пружинами и попискивая простеньким «Амтелом». Не помню точно, но пресловутая Corsa это делала немногим лучше.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Зато чего Corsa ни тогда, ни сейчас делать не умела, так это лихо ехать по проселку, где не каждый велосипедист рад будет поехать! Кочки, грязь, легкая колея — Kalina прёт, что твой кроссовер, не сбавляя ходу и не тычась передним свесом на колдобинах. Будь я немецким фермером — взял бы вместо «Дастера». На две тысячи евро дешевле, и ни у кого из соседей такой нет!

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Но то в поле. А после него пришлось снова выехать на автобан. Сразу встать в правый ряд — да так в нем и оставаться. На запутанных проселочных дорожках мощности старенькому мотору хватает, но чтобы удерживаться хотя бы в среднем ряду — уже нет. Быстрее сотни на «Калине» вообще ехать страшно, хотя из академического интереса мы кочегарили ее и до 140.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Знаю, что отечественные фанаты нашепрома ухитряются «стрелку л0жить» до упора, но не советую — слишком непредсказуема Kalina на высоких оборотах, слишком вольно гуляет вправо и влево. Даже когда руль, казалось бы, смотрит строго прямо, динамический коридор очень широкий.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Lada Kalina и мемориал Зееловские высоты.

С автобана съезжаем в предместья Берлина. Ту часть, которая некогда была ГДР. Качество асфальта стремительно тает, хотя сам он, в общем-то, лежит.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Тут — уже ее стихия! Не надо уворачиваться от низко летящих BMW M и Audi RS, можно встать в хвост сельскому рейсовому автобусу и тошнить свои легальные 80 км/ч. Под шлепки покрышек и гул трансмиссии. Рассказываю своим спутникам, что коробка ведет родословную от ВАЗ-2108, а сейчас даже перекочевала на новомодный «японский» Datsun. Но как гудела 20 лет назад, так гудит и сейчас. Точно так же — всхлипывая при быстрых переключениях и заходясь протяжным лаем под сброс газа.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Мне ее даже чуточку жалко. Нет, не в припадке патриотических чувств. Просто я не Путин — за мной на прицепе не везут еще три таких же, запасных. Поэтому к ее постанываниям и поскуливаниям я прислушиваюсь настороженно, а мучить — не мучаю.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Даже при таком бережном отношении Kalina начинает капризничать. Сначала по-божески (залипает замок бардачка), потом уже серьезно: пару раз не заводясь при старте, а позже начиная закипать в бесконечной автобанной пробке.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

И вот как тут быть: заглушить, чтобы не грелась, или пусть себе кипит? Спасает старый дедовский способ: печку на максимум — и выбегаем из машины. Стрелка охлаждающей жидкости стабилизируется, можно выдыхать.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Но не закипела, не загорелась, не расплавилась ведь! Провезла нас по местам боевой славы предков и вернулась в Прагу своим ходом. Kalina же ягода хоть и с кислинкой, но не ядовитая по натуре, вот и нам жизнь не отравила, и окружающих позабавила одним своим появлением.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

— Куда путь держите? — спросила напоследок бабушка из берлинской пробки.
— В Зеелов — на братскую могилу. А потом — на Берлин.
— Ну да, надо-надо. Перед таким-то праздником! Мы же тоже — помним…

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Lada Kalina и Берлин: за кадром

По плотности и насыщенности эта командировка была одной из самых сумасшедших. Такие же обрывочные впечатления — в закадровом ролике по мотивам культового левитановского сообщения о капитуляции фашистской Германии. Еще больше закадровых наблюдений — в нашем Instagram-аккаунте.

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

За помощь в организации поездки благодарим туристическую фирму «Фонд мира» и прокатную компанию Carlove rent a car.
Кирилл Зайцев специально для 66.ru
Екатеринбург — Прага — Берлин, май 2015 г.

архив 66.ru; 66.RU