Раздел Авто
29 января 2015, 08:25

Хоть западайся: почему бензин не подешевеет вслед за нефтью

Хоть западайся: почему бензин не подешевеет вслед за нефтью
Фото: архив Портала 66.ru
На фоне рекордных падений цен на нефтепродукты в странах Северной Америки и Европы у соотечественников возникает резонный вопрос: а почему у нас в лучшем случае ценовая стабильность, но без удешевления?

Во-первых, в структуре розничной цены на бензин себестоимость добычи занимает жалкие 6,76%. Но даже если взять их как основу для ценообразования бензина на АЗС, то дешеветь будет все равно некуда и не с чего. Биржевые котировки на российскую нефть марки Urals действительно упали на дно дна: с января-2014 по январь-2015 кормилица земли русской подешевела на 58% — с 103,10 дол./бочка до 42,76 долларов.

При этом официальный курс доллара за тот же период вырос с 33,9 руб. до 67,15 руб. То есть на 98%. Но на итоговой стоимости нефти для страны это никак не сказалось: если год назад по курсу ЦБ за баррель Urals давали 3 495 рублей, то теперь — всего на 17% меньше, 2871 рубль. Если посмотреть на график, то окажется, что в рублевом эквиваленте изменилось мало что.

С чего должен сильно дешеветь итоговый продукт, если закуп сырья — в рублях, производство в рублях и реализация в рублях, — вопрос риторический.

Но сырая нефть, напомню, — это меньше 7% в розничной цене. Даже если она дешевеет, ее надо извлечь, переработать, доставить (8,49% в розничной цене), заплатить НДС и НДПИ, акцизы (54,69%), потратиться на АЗС (6,91%), чтобы в конечном счете продать литр топлива и получить с него прибыль (1,81% розница и 21,34% опт).

На этом фоне, даже если сырье (6,76% в структуре розничной цены) за год дешевеет в рублевом исчислении аж на 17%, а НДПИ вырастает разом на 5%, акцизы на 10%, то ни о каком падении цен на АЗС говорить не придется. В лучшем случае цены застынут на месте. Собственно, что мы и наблюдаем с незначительными корректировками на несколько копеек в ту или иную сторону.