Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Самые угоняемые машины на Урале – ВАЗ и Toyota

11 апреля 2008, 13:25
В 2007 году в Свердловской области было зарегистрировано около 4 тысяч краж и угонов автотранспорта.
Примечательно, что наряду с ростом числа машин количество этих преступлений в регионе сокращается. По словам сотрудников ГИБДД, это связано с тем, что легализовать угнанный транспорт стало сложнее. Вместе с тем, у похитителей авто появляются все новые способы взлома машин и новые пути сбыта – с недавних пор Урал стал «поставщиком» краденых автомобилей для Средней Азии. О том, какие марки машин чаще всего становятся добычей преступников и какие районы Екатеринбурга наиболее опасны с точки зрения угона «Новому Региону» рассказал начальник отдела ДПС и розыска УГИБДД ГУВД Свердловской области Константин Саутин.

Наибольшей популярностью среди уральских автомобильных воров неизменно пользуются машины отечественного производства. На дорогах их больше всего – такие машины незаметны, а значит, продаются проще. Из всех российских автомобилей угонщики, согласно милицейской статистике, предпочитают проверенную продукцию марки ВАЗ. Особой популярностью пользуются «Жигули» шестой, десятой и двенадцатой модели (15% от общего числа угнанных авто). Практически никакого интереса для автоугонщиков не представляют «Ока», ВАЗ-2108, 2113, «Нива», «Нива-Шевроле», «Газели», автобусы и грузовые автомобили.

Среди иностранных брендов у автоворов тоже есть свои устойчивые предпочтения. По итогам прошлого года самой угоняемой иномаркой в Свердловской области, как и в предыдущие годы, стала Toyota, которых за год было украдено 72 единицы, причем, вполне конкретная модель Toyota Land Cruiser была угнана 40 раз. Вторую после японских братьев позицию прочно удерживает Daewoo – 35 штук. Mitsubishi попала в чужие руки 25 раз, а Nissan 17 раз.

«Понять причины популярности Toyota у автоугонщиков не сложно – этих автомобилей на уральских дорогах с избытком, – рассказывает Константин Саутин. – Кроме того, японские производители мало внимания уделяют маркировке транспортного средства, поэтому «перебить» машины родом из Японии не трудно. Например, у Toyota Land Cruiser маркируется только рама. Вообще этот автомобиль имеет огромный спрос в республиках Средней Азии и, по имеющейся оперативной информации, в связи с этим в том направлении со Среднего Урала был налажен целый трафик. Ликвидность этого автомобиля на вторичном азиатском рынке и объясняет столь высокую популярность у автоугонщиков в Свердловской области».

В целом, по словам собеседника агентства, интерес автомобильных воров к моделям иностранных брендов на Урале начал расти. «Если в 2007 году доля иномарок в общем числе автоугонов составляла 12%, то по итогам трех месяцев 2008 года она выросла до 20%», – замечает оперативник.

Стоит отметить, что больше половины инцидентов происходит вечером и в ночное время суток. Автомобили крадут во дворах, на окраинах города. В центральной части города машины обычно угоняются днем, в пик деловой активности. «Как правило, авто похищается с неохраняемых парковок перед магазинами, офисами и торгово-развлекательными центрами и занимаются этим люди до 30 лет, владеющие специальной аппаратурой для вскрытия машин, – рассказывает Константин Саутин. – Например, «десятки» и иномарки, похищаемые ради последующей перепродажи, вскрываются при помощи устройств, считывающих частоту радиосигнала сигнализации. Когда человек ставит авто на «сигналку», сканер преступников перехватывают радиосигнал и когда владелец уходит, автомобиль без особых проблем открывается за две-три минуты. Обычно такая работа проводится группой злоумышленников.

Кстати, определить наличие работающего поблизости сканера, по словам оперативника, очень просто. «Взять, к примеру, ТЦ МЕГА, имеющий дурную славу (в прошлом году с парковки торгового центра было похищено 18 автомобилей, а за три месяца 2008-го уже семь – прим. «НР). Многие считают, что проблемы с доступом к машинам (автовладельцы неоднократно сталкивались с тем, что не могли с пульта отключить сигнализацию – прим. «НР») возникали из-за включения администрацией ТЦ неких «глушилок». На самом деле это были сканеры угонщиков, которые «глушили» все сигнализации, воздействуя на частоту радиосигналов», – заявил собеседник агентства.

Самыми опасными районами города с точки зрения угона в ГИБДД называют Орджоникидзевский и Чкаловский. «Во-первых, это самые крупные микрорайоны уральской столицы, на которых находится большое количество транспорта, гаражных и лесных массивов. Во-вторых, они граничат с городами-спутниками. Например, Орджоникидзевский – с Верхней Пышмой и Березовским, имеется выход и на Серовский тракт. Это позволяет угонщикам спокойно вывезти краденую машину и спрятать на время в «отстойнике». Что касается Чкаловского района, то здесь имеется прямой выезд на Сысерть и Арамиль», – заметил господин Саутин.

Лидерами по хищениям автотранспорта в целом по области (помимо Екатеринбурга, где совершается 40% угонов от общего числа совершенных в регионе) считаются Нижний Тагил, Первоуральск, Верхняя Пышма, Североуральск, Артемовский, Серов. Это объясняется, прежде всего, наличием большого количества автомобилей, огромного числа автомастерских, а также мест для отстоя.

Стоит отметить, что при ежегодном росте зарегистрированного автотранспорта, число хищений постепенно сокращается. Так, если в 2005 году в Свердловской области было зафиксировано 6005 краж и угонов, то в 2006-ом уже 5057, а 2007-ом – чуть более 4 тысяч. В этом году снижение краж по итогам трех минувших месяцев фиксируется на уровне 30%. «Дело в том, что с каждым годом становится все сложнее легализовать украденный автомобиль. До Госавтоинспекций дошли технологии, позволяющие отследить судьбу автомобиля – где машина проходила таможенное оформление, ставилась на учет, меняла «прописку» и так далее. Появилась техника, при помощи которой можно легко определить изменение маркировки и подделку документов. Наряду с этим россияне стали реже покупать автомобили на вторичном рынке – сегодня все более популярным становится приобретать машины в автосалоне, пусть и в кредит», – замечает Константин Саутин.

Однако, поле для «деятельности» автоворов все равно остается очень широким. И виноваты в этом нередко сами автомобилисты. Согласно милицейской статистике, в 90 случаях из 100 автомобильные угонщики попадают в транспортное средство «свободным доступом». Происходит это из-за пренебрежения водителями элементарных правил безопасности. Как говорит оперативник, обычно автовладельцы, останавливаясь у киосков, выбегают за сигаретами и оставляют двери нараспашку. Огромное число краж приходится и на тех, кто просто забыл поставить автомобиль на сигнализацию. Угоняются машины при помощи подбора ключа или взлома лишь в двух и пяти случаях из ста соответственно.