Раздел Авто
21 января 2014, 09:00

Вдоль хребта II: смотрим на рукотворные горы в компании Volvo V40

Вдоль хребта II: смотрим на рукотворные горы в компании Volvo V40
Фото: 66.ru
Мы продолжаем путешествовать вдоль Уральского хребта в поисках красивых видов. На этот раз, правда, большей частью рукотворных.

Если отринуть мифическую теорию сотворения мира за 6 дней, то природе понадобились тысячелетия, чтобы воздвигнуть горы. Человек исхитрился сделать это побыстрее: всего за каких-то 90 лет.

Медное производство в южноуральском Карабаше в полную мощь развернулось с приходом Советов, а прикрыли его только в 1989 году. Но наследие переживет еще нас всех и внуков наших. Именно оно (наследие) встречает нас сразу же на въезде. Не промахнешься:

негативная подпись Зимой выглядит не так пугающе, как в сухое время года. Поначалу можно даже ничего не заподозрить, когда справа и слева от тебя вырастают горы. Ну, горы и горы. По факту — отвалы из остатков медного производства, которые образуют своеобразную горную гряду длиною в несколько километров.

Говорят, после себя медный завод оставил 14 миллионов тонн грязи. Которые, как водится, никуда не ушли — большая часть осела в виде искусственных гор, какая-то часть — на склонах гор настоящих. Причем осела капитально так: убив всю растительность, заразив почву, отравив воду.

*панорама интерактивна, шевелите мышкой вправо-влево

Ощущение, знаете… как в случае с раковым больным: третья стадия, химиотерапия, выпавшие волосы. Шанс на исцеление? Разве что боженьке молиться.

Мысли про раковую лысину и про высшую силу посетили меня неспроста. Одна из главных достопримечательностей этого города — поклонный крест на «Лысой горе». К нему мой путь и лежит. Правда, не на машине. Она, конечно, полноприводная, с «Халдексом» между осями, но… не хочется объясняться потом в «Независимости», почему я тут, а Volvo V40 — там, без колес и лежа на крыше.

Маленькая серая точка на вершине — поклонный крест. Мне туда.

«Лысой» гора была не всегда. Другое название этой вершины — Поклонная гора. Ядовитый карабашский воздух, в котором собрана вся таблица Менделеева, сделал ее такой безжизненной. Если верить старым картинкам, когда-то на ней была растительность. Со временем «волосы» выпали. На их место пришли какие-то камни, пепел, труха и обломки.

Они усеяли собой всю поверхность, все склоны гор. В итоге, даже карабкаясь на нее пешком, поминутно рискуешь поскользнуться: на сыпучих обломках горных пород ноги так и разъезжаются. Хотя зимой, да издалека и не подумаешь, что покрытие тут такое. Укутанные снегом, в слепящих лучах морозного январского утра выглядят-то горы весьма мило. Почти что Анды:

До подножия реально доехать на машине: дороги с твердым покрытием как таковой нет, но грунтовочка, покрытая слоем снега, есть: петляет через частный сектор. Выше — увы. Идешь сам, «своим пешком».

*панорама интерактивна, шевелите мышкой вправо-влево

От того места, где кончается подобие дороги автомобильной, на верхушку этих «Анд» ведет тропка пешеходная. Приметная: добрые люди ее разметили для таких искателей воскресных приключений, как мы.

Дорожка берет свое начало где-то с юго-восточной стороны горы и ведет все время прямо — не собьетесь.

Подъем по утоптанной тропинке времени много не займет: гора в высоту всего-то 500 с небольшим метров. Пока идешь, можно подивиться, что на этих загаженных самой грязной грязью склонах до сих пор есть какая-то растительность.

Судя по тому, что лиственные расположились только на некоторых склонах и в строго ограниченных местах, растут они в расщелинах, где скапливается какая-никакая влага.

После получасового марш-броска с перерывами на перекуры и фотосъемку (ну глаз ведь не оторвать!) добираемся до главной цели путешествия — поклонного креста.

позитивная подпись Три тонны чистого веса, в высоту — более 10 метров, «размах» — около 7 метров. Это самый большой поклонный крест в России. За ее пределами, думаю, тоже: мало кому еще придет в голову тащить трехтонную громаду без вертолета на высоту в полкилометра.

Появление его здесь как минимум неслучайно: издавна такие культовые сооружения служили духовной оградой от врагов и нечистой силы. Корнями своими традиция ставить так называемые поклонные кресты восходит ко временам Древней Руси. Их возводили или на въезде/выезде из деревни, или просто на перекрестье дорог. Все для того, чтобы человек, отправляющийся в дальний путь, мог остановиться около него и на дорожку помолиться.

Под поклонным крестом в Карабаше выложена надпись «Спаси и сохрани». Но под толщей снега ее не видно. По идее, у подножия его еще должен быть каменный курган, символизирующий Голгофу — гору, на которую, по легенде, Иисус нес свой крест, и там же был распят. Каменного кургана под этим крестом не видно — есть только бетонный постамент. Стоит ли лезть к нему, с риском свернуть шею? Да, даже если вы не особо и верующий. Хотя бы ради таких вот кадров:

Я нарочно полез туда за этими кадрами и не стал сосредотачиваться на трэше, которым испещрены все блогерские рассказы про Карабаш. Трэша в быту нам и так хватает. Эстетики вот маловато. За ней лезть однозначно стоит.

Маршрут

Дорога до Карабаша элементарна: выезжаем по М5 в сторону Челябинска, после указателя на Снежинск смотрим правый поворот. Нам в сторону Каслей, Кыштыма. Оба этих населенных пункта проезжаем прямо, никуда не сворачивая.

Дорога будет нещадно петлять, как на финском ралли «Тысяча озер»: лес, белое безмолвие застывших водоемов, горы (пока еще естественные) — и вьющаяся между ними дорога хорошего качества, но сложной конфигурации.

Чистят сносно и регулярно, но между полосами остается немалый снежный вал, так что аккуратнее на обгонах. Лучших друзей человека в салатовых жилетках замечено не было: после Каслей местность становится весьма пустынной. Как бы застывшей в предчувствии ожидающих впереди черных отвалов. Увидели их? Это Карабаш.

*панорама интерактивна, шевелите мышкой вправо-влево

Горный обзор: Екатеринбург — Карабаш

  • Общая дистанция: 360 км.
  • Время в пути: 5 часов.
  • Общее время экскурсии: 6 часов.

Машина

Про хетчбэк Volvo V40, который у нас продается исключительно с внедорожным стайлингом CrossCountry, мы вам уже рассказывали. Но теперь я взял на длительный тест-драйв более слабую версию. Тот, с дурным мотором «Т5», буквально влюбил в себя ломовой тягой и бурным, взрывным характером. А что младший мотор с отдачей «всего» в 180 сил? О, да. Да!

Даже после вдумчивого исследования ТТХ не смог поверить, что тут меньше 200 сил. Судя по яростному напору, с которым эта черная стрела устремляется в сторону горизонта, складывается ощущение, что тут лошадей под триста. В режиме коробки «S» правая педаль будто связывается с ногой невидимой, тончайшей нервной связью. Реакции на нажатие газа моментальные, без малейшего промедления. Для турбомоторов такое поведение нехарактерно в принципе: всегда есть какая-то яма, микрозаминка. Тут — полное ощущение высокооборотистого атмосферного мотора — с моментальными откликами и линейной связью с акселератором.

Система полного привода на базе межосевой муфты Haldex хорошо знакома по другим машинам. Например, концерна VAG. При длительных пробуксовках не перегревается, моментом между осями жонглирует мастерски, стартовать «в пол» на V40 совсем не страшно. А вот съезжать с дороги — да. Хоть и Cross, хоть и Country, но таки городской хетчбэк с ограниченной геометрической проходимостью. По лесным дорогам, петляющим между такими близким соснами, я ход сбавлял и крался максимально осторожно. Зато на более-менее твердой дороге… Ух!

Но с точки зрения пусть и не особо дальних, но путешествий, выбор был не лучший. Уже после первой сотни километров в пути пассажиры попросились на пит-стоп — ноги размять. Места сзади и вправду не ахти…

негативная подпись Запаса в коленях и для голеней, считай, нет. Особенно если водитель опустит сиденье максимально низко. А я опускаю.

Багажника для короткой вылазки на природу хватит, но тоже — без запаса. У нас умещались два упитанных продуктовых пакета, туристический рюкзак и кофр.

Volvo V40 — машина для эгоиста, который ездит один, иногда — «1+1». Пассажиры сзади? Возможны, но нежелательны. Что, вам там неудобно? Электрички свободны — вперед.

*панорама салона интерактивна, не стесняйтесь наводить на светящиеся кружочки

Стоит ли брать? Если ваша жизнь крутится в пределах ЕКАД, иногда вырываясь за ее неоконченное кольцо, — однозначно да. Volvo V40 по натуре не вездеходный «кросс-кантри», а натуральный хот-хэтч: мотор, шасси, скорострельная коробка дарят такой fun-to-drive, который ныне не всем BMW снится. Стоит ли переплачивать за более сильный мотор Т5? Нет, не стоит: моя тестовая версия со 180-сильной турбопятеркой умеет все, что должен уметь быстрый, красивый, полезный хетчбэк. Дорого ли? Все относительно.

Базовая версия со 114-сильным дизелем выйдет в 999 000 рублей. Как нафаршированный «Гольф», кстати. 180-сильная машина с АКПП — это 1 189 000, а с полным приводом — еще на 90 000 дороже. Плюсуем сюда еще и эксплуатационные расходы. В первую очередь бензин. За несколько дней теста опуститься ниже отметки 20 л/100 км в смешанном цикле так и не удалось. Ну ладно. Одну ночь машина стояла на 30-градусном морозе, после чего час оттаивала с работающим двигателем. Но и после обнуления, проброса по грязнющему Екатеринбургу и трипа по федеральной магистрали все равно вышло «20,3 л/100 км». Или надо было отрубить всю электронику, не нажимать на «тапку» больше чем на треть и перевести автомат в «D»? А зачем этот роскошный Т4 тогда?

негативная подпись Поездка на дачу куда-нибудь под Асбест выйдет одним бензином рублей в 660. До Карабаша и обратно — без малого бак.

Volvo V40 CrossCountry: выводы и ТТХ

Нам нравится качество сборки всего и вся, бортовая электроника, звучание штатной акустической системы, норов и характер мотора, адекватнейшая работа АКПП
Нам не нравится медиасистема без сенсорного экрана, визиты на заправку дважды в день

Данные приведены для Volvo V40 CrossCountry c мотором 2,0 и AT
Двигатель Бензиновый двигатель с
турбонаддувом
Число и расположение цилиндров 5 в ряд
Рабочий объем, см³ 1 984
Макс. мощность, л.с. 180/5000
Макс. крутящий момент,
Нм
300/2700–4000
Привод Постоянный полный
Коробка передач автоматическая 6-ступенчатая
Передняя подвеска Независимая, со стойками McPherson
Задняя подвеска Независимая, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Максимальная скорость, км/ч 210
Время разгона 0–100 км/ч, с. 8,2
Размеры, мм
длина 4 370
ширина 1 783
высота 1 470
колесная база 2 646
дорожный просвет ~ 145 мм
Снаряженная масса, кг 1 513
Шины 225/50 R17
Объем багажника, л 324
Расход топлива, л/100 км
городской цикл н.д
загородный цикл 6,0
смешанный цикл н.д
Объем топливного бака, л 57

За тестовый автомобиль благодарим «Независимость Volvo»

По традиции, масса не вошедших в основной материал фотографий нашли свое место в галерее:

Фото автора, иллюстрации «Яндекс.Карты»