Раздел Авто
13 января 2014, 10:00

Вдоль хребта: едем смотреть на склоны, провалы, возвышенности и пещеры Урала

Вдоль хребта: едем смотреть на склоны, провалы, возвышенности и пещеры Урала
Фото: 66.ru
Пока нормальные люди под Верку Сердючку доедали позавчерашний оливье и запивали это дело «тремя звездочками», нам на месте не сиделось.

Иногда встает проблема: что показать гостям издалека? Ну, помимо стандартного набора екатеринбургских достопримечательностей в виде храманакровиусадьбыхаритоноваплощадитрудаплотинкикосмоса? Чем удивить, когда «луки» с «Высоцкого» обильно заинстаграмлены, салат из рукколы и пенне с ягнятиной уже не лезут, а душа настойчиво просит эстетики?

Можно соригинальничать и сводить на Северное кладбище. Я бы вообще Уралмашу как явлению посвятил и целый экскурсионный день, но лучший друг с супругой попросили показать горы. Признаться, ступор. Местные склоны в дни праздников облеплены лыжниками и бордистами — смотреть там нечего, до Манараги далеко, и надо снаряжать экспедицию. Да и хочется гостям не экстрима, а красоты и гармонии. Другой бы на моем месте крепко задумался, но живописный маршрут на один световой день у меня всегда в запасе. Горы увидеть хочешь? Погнали!

Урал, конечно, не Альпы. Даже близко. Особенно в нашей с вами части. Средний Урал все-таки самая низкая и наименее рельефная часть хребта. Но красот и тут хоть половником черпай. К ним наш путь лежит на юго-запад — сначала по P242 (aka «Московский тракт») до развязки на Нижние Серги. Промахнуться трудно: во-первых, есть указатели, во-вторых, незадолго до нужного поворота будет полицейский пост с видеонаблюдением.

Сразу за поворотом нас ждет лучшая, на мой взгляд, дорога в области. Дело даже не в качестве покрытия. Дело в конфигурации: витиеватой, «трехмерной», с большими перепадами высот и чередованием пологих дуг и коварных слепых поворотов.

позитивная подпись Дорога в сторону Нижних Серег сама по себе живописна, а по мере удаления на юг картинка за окном становится и вовсе прекрасной.

*панорамы можно скроллить вправо-влево

И нам, братьям-пилотам, тут хорошо. До вздыбленных волос на загривке. Прямые прострелы очень редкие. Дорога все время петляет между поросших елями склонов гор, извиваясь над десятками мелких речушек, лишь изредка прерываясь небольшими деревеньками. От напряженного пилотажа по всем ее изгибам с перепадами высот дух захватывает.

негативная подпись Там, где одним «фан ту драйв» и упоение рулёжкой, другим — кюветы с подскоками и переворотами. Заснеженный серпантин в каше из снега, льда и реагентов даже малейших ошибок не прощает. Система стабилизации — системой стабилизации, но голову дома забывать все равно не надо.

Нормальным людям может показаться, что идеальная машина для такого трипа — кроссовер, да на полном приводе. Но я взял Mondeo и не прогадал.

Плотное, чуть жестковатое шасси, не острое, но информативное рулевое управление, умеренная недостаточная поворачиваемость и бойкий турбомотор в 200 с небольшим сил.

Просторно. Места для четверых путников с багажом навалом, шумоизоляция умиротворяющая. Не седан среднего класса, а «гран туризмо» просто!

В такой компании первые 180 километров пути пролетают незаметно. Да, я решил начать с конца: сначала домчать до самой дальней точки маршрута — на случай, если из-за погодных условий или дорожной обстановки что-то пойдет не так. Все-таки в глушь едем. Глушью оказался старинный поселок на границе с Челябинской областью (точнее, уже в ней) с тюркским названием Шемаха.

Если смотреть из 2014 года — ничего примечательного. Одна из многих богом забытых деревенек, коим по всей стране несть числа. Но исторически место интересное. Поселения первых людей здесь были еще за 7–8 тысяч лет до нас, а у Никиты Демидова в XIX веке тут располагался завод по изготовлению пушечных ядер.

Несколько лет назад Шемаха оказалась в зоне «обстрела» — в местности, куда должны были падать отделяющиеся ступени ракет, запускаемых с Байконура. До конца нулевых они падали куда-то на Алтай, потом траектории изменились, и в зоне риска оказался Южный Урал. Но, видимо, до сих пор ничей дом с землей не сровняло обломками, людей не покалечило. Или до СМИ такие вести не долетали, и нам они оттого неведомы.

Да и безразличны, по правде говоря. Нас интересует эстетика, помним же? Ее тут навалом — что летом, что зимой. Холмистая местность, опоясанная рекой Уфа и пересохшим руслом какой-то более древней реки, красива со всех сторон. Тишина такая всепоглощающая, что начинает звенеть.

*панорамы можно скроллить вправо-влево

Когда (и если) надоест просто смотреть на горы, можно попытаться в них пролезть. Ибо это все не просто так, а Шемахинское карстовое поле — природный памятник и комплекс пещер, самая крупная из которых — Сказ. Названа так по одноименному поселку, расположенному по соседству. До самого Сказа от Шемахи на своих четырех худо-бедно проехать можно, но дальше — лучше пешком. До пещер зимой можно добраться на подготовленном внедорожнике, прорываясь через чащобу, ломая «кенгурятником» тонкие стволы молодых елей. Но помните — им больно! Лучше на своих двоих. И зимой: летом там делать нечего — пещеры ледяные.

Ежели найдете вход (среди деревьев должно что-то черненькое белеться), будьте готовы к спелеологическому экстриму. Ползать придется и на четвереньках, хотя не везде.

Красота внутри откроется нереальная, но будьте готовы для нее померзнуть и натерпеться страху. Особенно если хоть чуть-чуть боитесь замкнутых пространств. Вот точные координаты пещеры Сказ: N: 56‘ 16,265; E: 59‘ 20,632. Если погуглить, в Сети найдутся и GPS-треки с несколькими вариантами проезда — место-то исхоженное любителями горных недр.

Но нам надо двигать дальше — под визгливый лай собак и подозрительные взгляды местных жителей. Бросок по сравнению с утренним будет коротким: всего лишь 46 километров до Михайловска, а точнее — до горы Воронина.

*панорамы можно скроллить вправо-влево

Красиво, не правда ли? Рельеф, буйство хвойных, излучина реки, которая теперь скрыта толстым слоем белого снега. Снега! Там он есть в изобилии. Идеальное место для посещения с «равнинными» друзьями.

Это место мы открыли случайно три года назад, когда блуждали с фотографом Колей по области в поисках красивого задника для съемки Lexus RX 270.

Скоро после въезда в Михайловск встречается масса табличек-указателей, которые и проведут на макушку горы Воронина. Народу, несмотря на праздники, немного. Ценники на прокат снаряжения и подъемники, если верить бывалым, божеские. Такие же цены и в нашей последней «фототочке» — Оленьих Ручьях.

Заповедник, он же природный парк, от Екатеринбурга находится всего в сотне километров. За парковку днем просят по 50 рублей с машины, за вход — 120 рублей с носа. Называется это кокетливо: «Регистрация посетителей». Зарегистрировавшись на 530 рублей, можно попасть на территорию вчетвером, оставив машину на стоянке. Плата и вправду весьма условная — за такие-то виды.

С собой категорически рекомендую взять гида из числа географов, которые глобус еще не пропили. Рассказы профессионалов о карстовых провалах, образовании гор и пещер изрядно скрашивают и дополняют картинки. Я, например, два с лишним десятилетия прожил на Урале, но понятия не имел, что наши горы — одни из древнейших. Хотя бы просто потому что они низкие. Пока горы молоденькие (в пару-тройку тысяч лет), они высокие и кучерявые. Потом время перестает щадить кого-либо, горы выветриваются, подвергаются так называемой эрозии, отчего становятся все ниже и ниже.

Со временем наш Урал из горной гряды превратится в холмистую местность, не более. Мы, правда, этого точно не увидим. За наш век на горы наглядеться можно вдоволь. Времени много не займет, а бодрости духа прибавит изрядно. И «луки» красивые выйдут.

Горный обзор: Екатеринбург Оленьи Ручьи гора Воронина Шемаха

Общая дистанция: 360 км

Время в пути: 6,5 часов

Общее время экскурсии: 8 часов

Ford Mondeo 2.0: выводы и ТТХ

С выбором тестовой машины для поездки я не прогадал: четыре человека плюс багаж все-таки требуют определенного простора, а водителю подавай отменную управляемость, чтобы писать виражи, не сбрасывая хода. Со всех этих сторон Mondeo показал себя молодцом. На пару моментов лишь посетую: эргономика витиеватая, да коробка своенравная.

*Панорама салона интерактивная, не стесняйтесь наводить курсор на кружочки.

2,0-литровый турбомотор эластичен и шустр, но коробка полной грудью двигателю дышать не дает, постоянно залезая туда, где «1300 об./мин.» на высшей передаче. Приходится не лениться и понужать машину акселератором поактивнее.

позитивная подпись Средний расход топлива оказался более чем божеским: за два дня весьма активной езды по городу и области показания бортового компьютера не превысили 10,1 л/100 км в смешанном цикле. Если учесть, что за бортом было не менее 30 со знаком «минус» со всеми вытекающими, то такие значения очень порадовали.

В остальном — только благоприятные впечатления: комфортно, плавно, пилотажно, просторно. Да и выбирать не приходится: новый Mondeo с «астонмартиновским» лицом нам обещали еще два года назад, да что-то не везут и не везут. Довольствуемся пока этим.

За тестовый автомобиль благодарим «Независимость Ford»

Текст: Кирилл Зайцев

Фото автора и Сергея Климова

Не вошедшие в основной материал кадры с красотами Урала — в галерее ниже.