Раздел Авто
24 декабря 2013, 15:00

Платная парковка в центре все ближе. Автоматы оплаты уже ждут

Платная парковка в центре все ближе. Автоматы оплаты уже ждут
Фото: Антон Буценко для 66.ru
В Екатеринбурге завершился монтаж паркоматов для оплаты парковки на четырех центральных улицах города.

В эти минуты на центральных улицах города заканчивается монтаж паркоматов — устройств для оплаты парковки вдоль обочин на специально отведенных для этого местах. Раньше сограждане делали это бесплатно. Порой — в три-четыре ряда. Но центр не резиновый, и новое время потребовало новых мер.

Хотя «новая» эта мера только для нас и, наверно, Зимбабве. В развитых странах с нерезиновым центром за постой в квадрате центральных улиц просят денег — по паре-тройке евро/долларов в час. И трафик свободнее, и воздух чище.

Даже в чересчур лояльных к автомобилистам Арабских Эмиратах парковка в деловом центре — платная. В столице Абу-Даби бесплатно можно постоять только в обеденное время — с часу и до четырех дня. Оплату собирает специально обученный гастарбайтер-филиппинец, или платишь сам — эсэмэской.

В России первой такую систему внедрила Москва. Опыт оказался успешным: на тех улицах в рамках Садового кольца, где парковку сделали платной, трафик ускорился на 6%. Вторым городом-экспериментатором стал Екатеринбург. Пилотный проект подразумевает 500 парковочных мест на Сакко и Ванцетти, Хохрякова, Попова, 8 Марта. К лету список улиц серьезно расширится. О причинах и возможных последствиях такого шага мы расспросили Романа Бараковских — главного специалиста отдела организации транспортного обслуживания населения Екатеринбурга.

— Роман, скажите, какая главная цель введения платной парковки? Это разгрузка улиц, оптимизация трафика или выдавливание из центра «лишних» автомобилистов?
— В первую очередь это делается для увеличения пропускной способности центральных улиц города. Это планомерная работа по оптимизации парковочного пространства, по нормализации транспортной ситуации.

— По какому принципу выбирались улицы для пилотного эксперимента?
— Мы оценивали загруженность улиц в центральной части города и в итоге остановились для начала на этих четырех.

— На какой стадии сегодня находятся работы по организации платного парковочного пространства на этих улицах?
— На сегодняшний день заканчивается установка паркоматов, идут работы по настройке серверов, через которые будет производиться обмен данными. Работаем в графике. Точное число установленных паркоматов затруднюсь с ходу назвать, но уже почти закончили. На установку одного паркомата уходит где-то полчаса времени, площадки под них подготовили заранее.

— Как будет выглядеть сам процесс парковки? Вот приехал, скажем, я на Сакко и Ванцетти. Дальше что?
— Паркуетесь, и у вас есть 15 бесплатных минут для стоянки. Последующие — уже платно. Перед тем как соберетесь уезжать, надо будет проследовать к паркомату и оплатить время сверх 15 бесплатных минут. Для этого будет несколько способов — банковской картой или ЕКАРТой. Есть альтернативный вариант — не выходя из машины, отправить СМС и оплатить парковку со счета своего мобильного телефона. Московская практика показывает, что этот способ самый востребованный.

— Операторы сотовой связи такую услугу потянут? Готовы они?
— Опять же, обращаясь к столичному опыту, на первых порах проблемы были, но впоследствии этот способ себя зарекомендовал как самый удобный. Наши операторы сотовой связи такую услугу потянут.

негативная подпись Оплата наличкой не предусмотрена. Инновационным парковкам — инновационные способы оплаты: только безнал и мобильные волны.

— Меня волнует вопрос контроля и наказания за неоплату. Раз эта территория, отведенная для парковки, никак не огорожена — никакими шлагбаумами или охранниками, — велик соблазн молча сесть и уехать, не заплатив.
— Администрация города закупила 8 комплексов «Паркон», специальная служба будет заниматься контролем. Заксобрание области в первом чтении уже приняло, и, я думаю, к моменту запуска платной парковки примет окончательно поправки в 52-й областной закон. По нему за неоплату парковки будет предусмотрен штраф — от тысячи до трех тысяч рублей.

— Как будет работать эта служба контроля?
— Будет автомобиль, в котором смонтировано это устройство фиксации. Автомобиль регулярно ездит по одному и тому же маршруту и фиксирует припаркованные машины. Для того чтобы зафиксировать нарушение, проехать надо минимум два раза с определенным интервалом. Скорее всего, он будет не меньше 15 минут, чтобы не вышло так, что человек стоит легальные бесплатные 15 минут, а ему потом приходит штраф.

— Фиксация будет постоянной — с утра до вечера?
— Да, число «Парконов» со временем будет увеличиваться.

— Что за люди будут отвечать за фиксацию? Создается какая-то отдельная муниципальная организация?
— Она уже создана — муниципальное учреждение «Городская служба парковки».

— А письма со штрафами будет рассылать ГИБДД?
— Да, мы синхронизируем с ними нашу работу, но есть еще ряд вопросов, которые пока не можем решить. Были спорные вопросы по приему информации и вынесению на основании этой информации постановления о совершении административного правонарушения.

— Если не ошибаюсь, в Уфе, Казани и Москве функцию контроля за парковкой отдали частникам. Грубо говоря, некое ООО или ИП может закупить этих «Парконов» на свои средства и потом за процент от штрафа заниматься таким вот наблюдением. У нас не планируется допустить частный бизнес к этому вопросу?
— Нет, про такое я не слышал. Мы такой вариант не рассматриваем.

— Перед праздниками половина города разъедется по заграницам и дачам, вернутся — не сразу поймут, что на привычном месте стоять теперь надо за деньги. Как будете информировать население непосредственно на месте о платности парковки?
— Непосредственно в праздники мы будем всесторонне тестировать систему, чтобы выловить все недочеты. К середине — концу января запустим и будем продолжать информировать население через СМИ, через наш портал, непосредственно на месте будут висеть информационные таблички. Также хотим запустить отдельный сайт по платному парковочному пространству, на котором в том числе со временем появится что-то вроде «личного кошелька» — чтобы можно было забросить определенную сумму и потом пользоваться.

позитивная подпись На сегодня в столице Урала установили уже 17 паркоматов. Сейчас остались работы по отладке всей системы. Пилотные испытания продолжатся до середины января.

— На сегодня есть какой-то финальный ценник за час парковки?
— Пока мы остановились на сумме 30 рублей за час.

— Из чего формируется эта цена?
— Мы мониторили цены на парковки в Екатеринбурге и других миллионниках, остановились на этой сумме. На наш взгляд, она весьма взвешенная.

— Куда пойдут эти деньги — и со штрафов, и за парковку?
— Штрафы, если я правильно помню, идут в областной бюджет, а деньги, собранные за платную парковку, идут только в муниципальный бюджет.

— Сегодня устанавливаете последние паркоматы. Значит ли это, что идете в графике?
— Да, пока все по плану. Сейчас заканчиваем монтаж аппаратуры, потом приступаем к тестированию. Думаю, во второй декаде января платное парковочное пространство заработает полноценно.

Фото Антона Буценко для 66.ru и автора