Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

11 сентября 2013, 09:00
Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»
Фото: Анастасия Вяткина для 66.ru; 66.RU
Дотошная и вдумчивая Анастасия Вяткина прокралась за кулисы самой успешной ралли-рейдовой команды планеты и готова поделиться с читателями нашего портала секретами кухни мастеров КАМАЗа.

Триумф России в мировом автоспорте пока связан только с этими неубиваемыми татарскими парнями. 17 лет доминирования и 11 титулов в самой сложной гонке планеты — это даже значимее, чем бронза Виталия Петрова на гран-при F1 в Австралии и эпизодические подиумы россиян в WRC.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

Первую победу команде «КАМАЗ-Мастер» принес Виктор Московских в 1996 году на ралли-рейде Гранада — Дакар. Маршрут марафонской гонки год от года менялся, переехав даже из Африки в Южную Америку. Но доминирование россиян оставалось и остается беспрекословным.

Но успехи — это потом. А начиналось все в далеком 1989 году, когда у таможенников по пути из Испании в Африку не нашлось для этих машин стандартного определения. «Три автомобиля русского происхождения», — записали в итоге в документах. Тогда еще никто не знал, что через несколько дней эти грузовики будут лететь над барханами. Лететь к одному из первых международных успехов.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

Пески Дакара сдались нашим парням не сразу. Но сдались! Фото: архив команды

Герои

История «КАМАЗ-Мастер» насчитывает 25 лет. Сейчас команда — трехкратный обладатель Кубка мира по внедорожным ралли-рейдам, неоднократный призер и одиннадцатикратный победитель трансконтинентального супермарафона «Дакар», отмеченного высшей категорией сложности, трехкратный победитель международного ралли «Шелковый путь».

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

Сегодня в составе команды «КАМАЗ-Мастер», созданной Семеном Якубовым и полностью сформированной из камазовских спортсменов, 5 обладателей Кубка мира, 10 мастеров спорта международного класса, 10 заслуженных мастеров спорта, 8 мастеров спорта, 8 кандидатов в мастера спорта. Это самый звездный состав команды за всю историю отечественного автоспорта.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

В Набережных Челнах они народные герои, почетным считается даже постоять рядом. «Такой команды в мире больше нет», — говорит о них президент Татарстана. Уникальность команды в том, что она единственная сама разрабатывает, проектирует, собирает гоночные грузовики под своим брендом и выступает на них же в соревнованиях. Для подобной работы имеется хорошо продуманная и организованная структура, которая включает в себя необходимые функциональные звенья, объединенные в Некоммерческое партнерство «КАМАЗ-Автоспорт».

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

Пламенный мотор

Четверть века мотором команды был Семен Якубов. Нет сегодня в истории российского автоспорта более легендарного и титулованного спортивного менеджера, чем он. Его соратник Николай Бех, доктор технических наук, профессор, в 1991–1997 гг. бывший гендиректором КАМАЗа, уверен, что именно настойчивость Якубова сыграла особенную роль в становлении легенды.

Николай Бех:

— Без настойчивости Якубова вряд ли бы получилось то, что получилось. Это ведь очень непростое дело — создать команду и 25 лет подряд, из года в год, кропотливо и настойчиво ее развивать. Якубов у нас такой седой не зря! Он у нас как Штирлиц был. Я их всегда на Дакар провожал с надеждой. Польза для КАМАЗа гигантская, тут и проверка конструкций, и реклама более чем убедительная.

Уйдя на пенсию, свой пост Якубов оставил Владимиру Чагину, самому яркому представителю камазовской школы спортивного мастерства. Якубов был лучшим в мире штурманом гоночного грузовика, Чагин обладает непревзойденной пока никем в мире международных ралли-рейдов в классе грузовиков техникой спортивного пилотирования. Рядом с Чагиным ощущаешь мощную харизму, энергетику лидера и абсолютную уверенность. Чувствуешь даже — у штурвала суперпилот.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»
позитивная подпись Слева Владимир Царь Чагин. Он уже как Михаэль, но еще не как Лёб. В том смысле что семь дакаровских титулов у него есть, но до девяти не дотянул — завязал с пилотированием, сосредоточившись на других аспектах жизни команды.

На Дакар-2013 команда выходила с некоторыми сомнениями. Основные конкуренты, TATRA и IVECO, мощно прокачали свои автомобили, прибавили в мастерстве и пилоты. Три боевых машины вышли на старт гонки в Аргентине. Три боевых машины доехали до финиша, три КАМАЗа, три призовых места. Четвертый экипаж почти в это же время одержал победу на Africa Race. Из таких побед и складывается легенда. Такими победами она продолжается.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

«Без булдырабыз!» — сказал о команде первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. «Мы это можем!» — в переводе на русский. Волю идти вперед «КАМАЗ-Мастер» показал еще в 1993 году, когда пожар уничтожил цех двигателей КАМАЗа. Все программы развития, исследования и образцы забрало пламя. Николай Бех тогда взял кредит под дикие проценты, программа развития превратилась в программу выживания. Но — выжили. «Без булдырабыз!»

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

На расстоянии метра

Сейчас «КАМАЗ-Мастер» базируется в огромном собственном цеху. «Вот они, наши КАМАЗы», — из коридора наград, сверху, показывает Ильгизар Мардеев, начальник производства Некоммерческого партнерства «КАМАЗ-Автоспорт», серебряный призер Дакара в 2007 году, заслуженный мастер спорта России, мастер спорта международного класса.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

Любимый вопрос недалеких пираний диктофона «А что тут от КАМАЗа родного?» здесь не любят. Понятное дело, стоковая машина гонку вряд ли выиграет. Есть компоненты импортного производства, есть разработки КАМАЗа и собственные ноу-хау команды. Интересные решения из спортивного цеха идут в отдел серийных машин.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»
  • Кабина, кузов и рама — КАМАЗ, Россия.
  • Мосты — Susi, Финляндия.
  • Раздатка — Steir, Австрия.
  • Сцепление — SACHS, Германия.
  • Тормоза — Wabco, Бельгия.
  • Амортизаторы — Reiger, Голландия.
  • Кардан — Tirsan Kardan, Турция.
  • Шины — только Michelin. Другие просто не выдерживают такой нагрузки и взрываются.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

Под тентом — огромный бак на тонну солярки. Заправляют самой обычной, с любой заправки. Многие годы КАМАЗ был верен двигателям Тутаевского и Ярославского моторных заводов. Были удачные и не очень эксперименты с американским мотором CUMMINS. Сейчас используются силовые агрегаты отечественного поставщика и новые варианты.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

Силовой агрегат на этой машине — не от ЯМЗ и даже не американский CUMMINS. Команда экспериментирует с немецким LIEBHERR.

Отдельный предмет гордости команды — машины техсопровождения. Гонку выигрывает команда, и «быстрые технички» в этом играют не последнюю роль.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

Внутри все — от инструментов до душевых кабин. Есть и жилые трейлеры. В них жизнь протекает по принципу «кто первый спать — того и лавка», никакой субординации между пилотами и механиками, все равны.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

Рядом с огромными КАМАЗами на обособленной зоне ведется работа над различными элементами конструкций боевых машин, «техничек» и спортивных багги. У них там своя атмосфера.

Тестовый полигон команды расположен напротив Набережных Челнов, на берегу Камы. Чтобы выехать на полноценные тесты машин, приходится перекрывать дорогу и просить отдыхающих покинуть зону тестовых поездок. У самой воды начинается грунтовая дорога, потом она петляет по лесу и ложится параллелью пригородному шоссе.

Длина — всего несколько километров, но здесь собран весь внедорожный ад, с которым только можно встретиться на ралли-рейдах. Зато в самом цеху «КАМАЗ-Мастера» для команды созданы максимально комфортные условия.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

Вот взять, к примеру, столовую. Выполнена она в духе стильного кафе, там варят отменную солянку за 32 рубля и подают говяжий бефстроганов за 28.50. А компот? С вас 11 рублей.

У команды есть отличный тренажерный зал с бассейном и сауной. Три раза в неделю нужно проходить обязательную тренировку. И не просто качать много железа, а правильно заниматься по методике доктора Бубновского. Спортсмены постоянно сталкиваются с перегрузками и даже травмами позвоночника, поэтому применение кинезиотерапии здесь оправдано и необходимо.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

В физкультуре по Бубновскому, тренировках и силе воли кроется залог боевого состояния экипажей «КАМАЗ-Мастер». Энергетики и стимуляторы на тренировках и гонках здесь табу, Red Bull — только наклейка на кузове.

Примерное годовое содержание команды обходится в 3 миллиона евро. Для сравнения: за эти же деньги можно купить, к примеру, футболиста Аршавина. Только футболист Аршавин годится в лучшем случае для рекламы чипсов, а с вложениями в «КАМАЗ-Мастер» на выходе получаются победы в сложнейших мировых соревнованиях, статус национальной легенды и экспериментальная работа на благо КАМАЗа.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

Кастинга в пилоты тут не бывает, чаще всего ситуация складывается сама собой. Карьерный путь «от механика в чемпионы» здесь прошел и сам Владимир Чагин. Камазовская молодежь своими стремлениями показывает, что хочет сесть в кресло пилота-штурмана, а опытные наставники в боевых условиях тестируют претендентов.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

Вид на кабину снизу. Силовой каркас, приборы, гоночные ковши.

«Я считаю, что лучше растить своих пилотов, чем брать легионеров. Это наша гордость: все мы ― русские, едем на российских автомобилях. Наши ребята лучше понимают свой грузовик, бережно относятся к машине, знают все ее слабые места. Если мы начнем приглашать иностранцев, значит, мы перестанем верить в свои силы», — неоднократно озвучивал журналистам Владимир Чагин HR-подход команды.

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

Жизнь измеряется в Дакарах

В 2012 году в свет вышла уникальная коллекционная книга об истории «КАМАЗ-Мастер», доверительный рассказ о команде.

Во вступлении Сергей Якубов своей рукой написал:

— Секрет побед и сила этого коллектива, пожалуй, в том, что люди, привыкшие измерять жизнь Дакарами, каждый свой новый год начинают с чистого листа. Именно поэтому они всегда — гроза для соперников, именно потому легенда продолжается.


Почитать книгу можно на сайте команды, а увидеть еще больше фото из похода в гости в их мастерскую — в фотогалерее ниже:

Здесь куют металл: гуляем по базе легендарной команды «КАМАЗ-Мастер»

Анастасия Вяткина для Портала 66.ru

Набережные Челны, август'13

66.RU