Раздел Авто
14 марта 2013, 08:00

Дилеры: «Автобизнес становится все менее привлекательным»

Дилеры: «Автобизнес становится все менее привлекательным»
Фото: архив Портала 66.ru
Эксперты автомобильной отрасли прогнозируют очень вялый рост продаж и усиление конкурентной борьбы за клиента.

Дилерам придется учиться жить по-новому. К такому мнению приходят региональные эксперты. Рынок новых автомобилей близок к потолку, скачкообразного роста продаж ждать не приходится.

Отмотаем чуть назад. С начала нулевых и до конца 2008 продажи стремились вверх и вверх. На рубеже 2008–2009 гг. произошел резкий обвал, который на Урале, например, был заметен сильнее, чем по другим регионам.

Продажи новых автомобилей в Екатеринбурге с 489,9 тыс. шт. в 2008 упали до 191,5 тыс. шт. в 2009 году. В году минувшем наконец-то доросли и даже переросли прежний рекорд: 493,9. Рост по отношению к 2008 году составил всего 0,8%

Источник: Автостат.

Но, коль скоро мы просели глубже всех, то и расти после кризиса начали быстрыми темпами. Да так, что уже к 2012 году побили все свои прошлые рекорды и выросли на 14% — до 97 348 проданных автомобилей. Но дальше расти такими темпами продажи не будут.

Сергей Морковин, коммерческий директор ГК «Автоплюс»:

— У меня есть оптимизм по поводу того, что будет происходить в дальнейшем на нашем общем рынке. Особого роста не будет, а вот это стабильное состояние, к которому мы пришли в 2012 году, сохранится. С небольшим, конечно, приростом — где-то +5% в ближайшие годы нам гарантировано. Есть ряд факторов, которые этому будут способствовать. Первое: те автомобили, которые мы продали в 2008 году, — это уже 4–5-летние модели, и их будут менять.

Дальше. Есть надежда, что подойдет наш новый покупатель. Тот, которого мы ждали, но он, к сожалению, не родился в 90-х годах из-за демографического провала и не пришел к нам за машиной. Но за автомобилями придет следующее поколение.

Основной причиной замедления темпов роста эксперты видят определенное насыщение рынка и смену ориентиров у клиентов. Если раньше машины (старые на новые) меняли чаще и свободнее, то теперь — «наигрались в машинки-то», как сказал один из моих собеседников на дилерской конференции журнала «Эксперт-Урал».

Рост выручки с продажи автомобилей за тот же период в Екатеринбурге вырос в 8 раз: с 2 446,1 млн рублей в 2009 году до 21 120,7 млн рублей в 2012.

Источник: комитет по товарному рынку администрации Екатеринбурга.

А коль скоро рынок почти насыщен, то и валу продаж взяться неоткуда. Наши соседи отмечают схожие тенденции и подчеркивают, что золотые времена для региональных автодилеров прошли, наметились новые проблемы.

Александр Рулевский, директор Ассоциации челябинских автомобильных дилеров:

— Рынок расструктурирован. Во-первых, он был перегрет количеством предложений. Пошли скидки. А из-за этого же теряется рентабельность бизнеса, его прибыльность! Что дестабилизирует рынок.

Во-вторых, рынок напоминает пиццу, порезанную на куски. К сегодняшнему дню она осталась, в лучшем случае, такой же, как была. А число тех, кто хочет от нее откусить, меньше не стало. Откуда взять больший кусок? Отобрать у соседа. А это толчок к ценовым войнам, которые приводят ко все той же потере рентабельности бизнеса и ликвидности автомобилей.

Удар по региональному автобизнесу, как это ни странно, наносят и фирмы-производители, которые наращивают темпы и объемы производства без оглядки на текущий спрос. «Импортер бьется за проданные штуки. Автосалон — за прибыль. Цели разные: для производителя проданные штуки — это доля рынка. А доля рынка — это стоимость акций на бирже. Поэтому штуки продают всеми средствами, даже ценой больших скидок, которые дилеру невыгодны», — говорят наши собеседники.

К падению рентабельности и привлекательности регионального автобизнеса ведет и появление новых и новых дилерских центров. Несмотря на то, что они отнимают и без того мельчающий «кусок» у соседей, импортерам их появление выгодно. «Еще один дилерский центр даст как минимум 25%-й прирост продаж по городу в целом», — считает Сергей Морковин.

Эксперты единодушны и в том, что автобизнес становится менее привлекательным для новых игроков. Цена вхождения высока, маржинальность падает, а думать над развитием приходится упорнее.

Есть и положительные стороны. Когда региональный автобизнес был высокодоходным, в него приходила масса людей. Иногда — случайных. Сейчас же из-за не такой сильной, как прежде, внешней привлекательности автобизнеса из него уйдут люди случайные, и на рынке останутся профессионалы.

За помощь в подготовке материала благодарим журнал «Эксперт-Урал»