Раздел Авто
11 сентября 2012, 09:00

Любомир Найман: «Skoda не боится Hyundai и Toyota»

Любомир Найман: «Skoda не боится Hyundai и Toyota»
Фото: Анастасия Вяткина
Лучший дилер «Шкоды» обитает в Екатеринбурге, а лучшее пиво — Pilsner Urquelle. Такие откровения мы услышали на Московском салоне от российского главы чешской марки Любомира Наймана.

На Московском салоне мы очень ждали новый лифтбэк Skoda Rapid и карапуза Citigo. К сожалению, не увидели ни того, ни другого. Зато вдоволь пообщались с главой российского офиса Skoda Любомиром Найманом. За кружкой чая и печеньем выведали, когда ждать, чего ждать, а еще — какова иерархия между брендами внутри концерна.

— В прошлом году мы видели концепт MissionL, в этом году очень ждали седан Rapid, в который он трансформировался. Почему на Московском автосалоне эта модель не представлена, ведь на российском рынке у нее большие перспективы?
— Официальная премьера Skoda Rapid запланирована на Парижский автосалон. Это европейская традиция, которой уже около 40 лет: представлять самые ожидаемые в Европе новинки весной — в Женеве, осенью — в Париже.

— В регионах очень востребованы бюджетные автомобили. Делает ли Skoda какие-то шаги в этом направлении кроме «Рапида»?
— Мы очень довольны нашей ситуацией в России в регионах. В прошлом году продажи наших машин выросли на 62%, в этом — уже на 41%. Мы растем. Отлично работают «Фабия», «Йети» и «Октавия». Последняя является самым востребованным седаном для среднего класса в России. Мы занимаем 1 место в этом классе с долей в 15%. «Рапид» напомнит вам «Октавию», вы увидите его после Парижского автосалона.

— А когда же мы познакомимся с «Рапидом» лично? Когда ждать старта продаж в России?
— Мы хотим не только продавать «Рапид» в России. Мы хотим его здесь производить, готовим технологическую линию в Калуге, вкладываем дополнительные средства в это. Нужно время. Ожидаем, что к 2014 году все будет налажено. Не исключено, что до этого времени в Россию будут завозиться «Рапиды» зарубежной сборки. Но это временное решение.

— Когда в Калуге запускалось производство «Поло-седана», выпуск Skoda там почти замер, так как все силы были брошены на старт перспективного направления. Есть ли гарантии, что при запуске «Рапида» выпуск других автомобилей марки и концерна в Калуге не пострадает?
— Производственные мощности Skoda в Калуге за последние годы были увеличены с учетом новых направлений. Недавно был подписан договор о новом предприятии в Калуге, которое будет выпускать двигатели TSI, около 150 тысяч моторов в год.

— Опираясь на опыт производства в России «Поло-седана»: до сих пор есть проблема поставок в Калугу АКПП. И из-за этого клиенты вынуждены ждать автомобили в данной версии очень долго, до 6 месяцев. Имеется ли риск повторения такой ситуации с «Рапидом»?

— Я не уполномочен говорить о производстве Volkswagen, но про нас скажу, что мы думаем над логистикой, над поставками комплектующих, рассчитывая мировой спрос на наши автомобили. Там, где автомобили более востребованы, туда и направляются комплектующие в первую очередь. Сегодня по Skoda в Калуге никаких проблем с комплектующими, все проблемы мы давно и успешно решили.

— Успехи Skoda в России пока ниже успеха Volkswagen. Ваша реакция?
— Это успех Volkswagen, в том числе и на новых рынках. В Китае продажи марки перевалили за 2 млн штук в год. С учетом непростого времени в экономике за последние годы Volkswagen является победителем кризиса. И все марки нашего концерна двигаются только ввверх.

— С появлением «Рапида» на российском рынке неизбежно возникнет конкуренция с другим special for Russia, «Поло-седаном». Что будете делать?
— Мы не чувствуем потенциальную конкуренцию. Рынок в России имеет большую емкость и перспективы развития. К тому же, «Поло-седан» с «Рапидом» не настолько похожи друг с другом. К примеру, у них разный список оборудования. Остальные секреты раскрывать не буду.

— Как они будут отличаться по цене?
— Мы не считаем Volkswagen нашим конкурентом, это наш брат. Конкуренты для нас — Hyundai и KIA. Наша задача — бить конкурентов рыночными способами. И отчасти мы уже это сделали: в России сейчас есть только 2 динамично растущих марки: Volkswagen и Skoda. Хотя Hyundai, к примеру, в Россию пришел раньше нас. Мы следим за модельным рядом, позиционированием и ценовой политикой этих конкурентов. Сейчас они наращивают объемы продаж. Мы же не гонимся за сиюминутным результатом. Мы настроены на установление долгосрочных отношений с целевой аудиторией. Для нас самое главное — это качество авто.

— То есть можно утверждать, что Skoda — надежная машина?
— Спросите у дилера в вашем городе, как часто машины приходят в сервис. Покупатель не должен приезжать в сервис даже каждые полгода из-за поломок — в конце концов, вы же не захотите владеть таким авто. Сейчас направление сервисного обслуживания в дилерских центрах Skoda является не таким выгодным, как у других марок. Skoda действительно нечасто ломаются.

— Планируется ли увеличивать дальнейшую локализацию Skoda в России?
— Мы идем к этому, у нас есть планы достичь уровня локализации в 60% для России. Очень многое исходит от требования промсборки в стране. В любом случае это экономия и для нас, и для потребителя. Экономия — это важно!

— Вы планируете поставки в Россию автомобилей Skoda с дизельными моторами? Российский потребитель любит эти двигатели и ждет, да и качество топлива у нас все же повышается…
— Для нас это большой проект. В России все равно есть проблемы по качеству топлива. У нас в Skoda и Volkswagen идет проверка этой темы, ведь мы за качество всего: проверяем, проверяем, проверяем. Наши инженеры исследуют влияние топлива на сохранность двигателей, но пока что только в лаборатории. Сейчас мы ждем заключений. Дальше — следующий этап: на каждом автомобиле нужно проехать 100 тысяч километров, при этом зимой, чтобы проверить работу мотора в условиях сурового климата. При этом данное испытание будет вестись круглосуточно, машины почти не будут останавливаться, это 24 часа непрерывного движения. На эти испытания может уйти около 6 месяцев. У нас это запланировано на следующий год.

— С какими автомобилями?
— Superb, Octavia и, конечно, Yeti 4×4.

— Цена на машину с дизельным мотором будет выше, чем на бензиновые версии?
Скорее всего, да. Это нормальная ситуация, если вы посмотрите на тенденцию формирования прайс-листов в Европе. Стоимость автомобиля позже компенсируется низким расходом топлива.

— Будет ли поставляться на российский рынок Skoda Citigo?
— Дискуссия об этом еще идет. Нам надо всегда думать об экономической стороне наших решений, перспектив и результатов модели на рынке конкретной страны. Россия идет в ВТО с сентября этого года, вопрос о Citigo обсуждается и в свете новых утилизационных сборов.

— В связи с этими самыми сборами изменятся ли цены на Skoda с сентября?
— Нас интересуют точные ставки на утилизацию, но с точки зрения поставок новых моделей. Цены на Skoda, уже продающиеся в России, точно меняться не будут.

— Не секрет, что в некоторых регионах Superb продается тяжело. И проблема продаж этого автомобиля, по-моему, в том, что бренд Skoda не воспринимается некоторыми покупателями как показатель собственной успешности. Что вы делаете для максимального улучшения имиджа бренда в сегменте «бизнес»?
— Перед нами стоит стратегическая задача повышения имиджа нашего бренда в России. В этом сегменте имидж действительно играет большую роль. Если говорить об основном конкуренте Superb — Toyota Camry — то из-за сборки в России им не нужно платить таможенный сбор, как нам при ввозе уже собранного Superb. Благодаря этому «Камри» сможет иметь преимущества в ценовой политике. Но сборка «Суперба» в Европе дает нам большие преимущества по качеству и надежности автомобиля. Очень большое влияние имеет «сарафанное радио», вот вы выбрали свои Canon и НТС благодаря чьему совету? Мы идем к тому, чтобы Superb приобретали в том числе и по совету друзей. При этом первые результаты уже есть: динамика продаж SuperB в этом году по сравнению с 2011 выросла почти на 100%.

— В своих промокампаниях Skoda часто обращается к институту семьи. Почему идет такая привязка?
— Мы являемся брендом, несущим традиционные ценности. К тому же, мы третий по старшинству среди автобрендов во всем мире: с 1895 года мы выпускали технику, а в 1905 году мы представили свой первый автомобиль. Раньше нас были только Mercedes-Benz и Peugeot. Наши традиции очень давние.

— Кто делает основные продажи Skoda в России: регионы или столица?
— 60% — Москва и Питер, 40% — регионы. Но меньше чем через 5 лет эта пропорция изменится — в регионах улучшаетcя качество жизни, а в столице растут только пробки.

— С ростом популярности количество дилерских центров в России будет увеличиваться?
— Мы идем в регионы, это наша задача, это наша мечта. Сегодня в России у нас 120 дилеров, и до конца года их станет уже 131. Мы следим за потенциалом марки в конкретных регионах, изучаем показатели у конкурентов, сравниваем.

— В каком городе находится ваш лучший российский дилер?
— В Екатеринбурге.

— Почему Олимпийским играм 2014 года в Сочи вы посвятили спецверсию Yeti, а не какую-то новую модель?
— А это хорошая идея! У нас еще есть время подготовиться.

Вскоре беседа перетекла в исключительно светское русло и воспоминания о Чехии. А потом, в неформальной обстановке, мы не могли не спросить, какое же чешское пиво самое лучшее?

— Pilsner Urquell. Из темных сортов — без сомнения, Krušovice. Главное, за руль потом не садиться», — дал совет пан Найман.

Учтем.

Беседовала и записывала: Анастасия Вяткина.

Фото автора и Кирилла Зайцева.