Раздел Авто
27 февраля 2012, 07:25

Спецрепортаж 66.ru: как один екатеринбуржец двух пилотов F1 побил

И кучу соотечественников в придачу. О сенсационном выступлении Кирилла Ладыгина на Гонке звёзд журнала «За рулем» мы вам сообщали с места события. Теперь настало время посмотреть, как это было.

По пит-лейну по направлению к стартовой зоне медленно катится серенькая спортивная «Калина». Из толпы кричат: «Кеша, Екат с тобой!»


Кирилл Ладыгин, для фанов и друзей просто Кеша, из Екатеринбурга давным-давно перебрался в Тольятти. Но в списках организаторов почему-то значится от нашего города. Тем приятнее, ведь на «Гонку звезд» журнала «За рулем» в этом году из екатеринбуржцев никто не заявился...

Зато было множество звезд российской и мировой величины — от российской надежды в WRC Евгения Новикова и пилота мирового кузовного первенства WTCC Алексея Дудукало до 4-кратного чемпиона Формулы-1 Алена Проста.

ТТХ

Ален Прост, 57 лет

4 мировых титула в «Формуле 1»: 1985, 1986, 1989 (McLaren); 1993 (Williams Renault)

3 титула в ледовых гонках «Trophee Andros»

199 Гран-при F1, 51 победа, 41 лучший круг, 33 поул-позиций, 798,5 очков

«Профессор», заклятый друг Айртона Сенны и один из самых ярких пилотов F1 всех времен, во время редких проходов по трассе окружался кольцом журналистов. Вечно флегматичный, рассудительный, он по-отечески дает советы новобранцу F1 — Жерому д’Амброзио, и, кажется, совсем не волнуется перед предстоящим сражением.

Да и чего ему волноваться: Прост накануне завоевал третий чемпионский титул во французских ледовых гонках «Trophee Andros». Казалось бы, на льду центрального московского ипподрома ему равных не будет, но вышло немного иначе.


Расскажем немного о правилах: формат гонки — кольцо. Хотя, скорее, овал: незначительные прямики прерываются затяжными пологими поворотами, в которых и происходит главный накал борьбы.

Ледово-кольцевой тип гонки, по-моему, идеальный синтез сурового спорта и отменного шоу. Здесь есть зрелищность ралли — с прыжками, подскоками и постоянными заносами, но в то же время нету раллийной скудости, когда мимо тебя раз в несколько минут проносится машина — и все на этом.

У кольца же есть тот параметр, который лично я ценю в гонках больше всего — борьба бампер в бампер, соперничество бок в бок, когда ты борешься не только со временем, собой и машиной, но и с живым соперником. Вот это все в совокупности «Гонка звезд» дает на 146%.

Правда, только поначалу. Через пару кругов после старта пелотон все равно рассасывается по всей дистанции овала, и активная борьба ведется только в его начале и немножко в середине.

На старт же выходят машины нескольких классов. Все — моноприводные. Первые заезды — квалификационные. Победители в своем классе выходят в ¼-финалы, ½-финал, а затем, наконец, в финале сражаются лучшие из лучших. Уже не на своих собственных машинах (многие к тому моменту уже еле живы), а на подготовленных спонсорами заряженных «Логанах».


Почему еле живые? Ездить по ледовому треку и не расколотить машину — нереально. А у многих на этом вообще строится манера езды.

Ее вообще, по-моему, приходится вырабатывать по ходу гонки и потом неоднократно менять. Припорошенное снегом покрытие раскатывается в лёд, местами появляется зацеп, местами покрытие переходит в микст. Требуется куча усилий и не дюжее мастерство, чтобы приспособиться и войти в колею.


У кого-то не получается: «уши» в одном из первых же заездов ловит наш давний знакомый — Геннадий Брославский, который в прошлом году так некстати вырвал победу у Андрея Трухина на «Горном льне».
Из-за фееричного переворота Брославского гонку приостанавливают, на трассу выходит пейс-кар.

Машина безопасности то есть. В этом году в такой роли — Renault Duster. На нем же, кстати, будут проводиться суперфинальные заезды. Машина серийная, с минимумом необходимых вмешательств типа вваренного каркаса безопасности.


После возобновления гонки — понеслись снова. Причем, второй, третий и последующие отборочные заезды пилоты поехали не отрезвленные, а, наоборот, с каким-то исступлением и неистовством! Атаковали друг друга, бодались бамперами, вылетали на брустверы, в парном силовом скольжении проходили длиннейшие повороты...


С точки зрения зрителя — полнейший отвал головы и взрыв мозга. Гонщики это как будто уловили и принялись жечь с каким-то прямо неистовством. Что тут говорить — смотрите сами!


По манере езды издалека видно — кто раллист, кто кольцевик, а кто вообще водит гоночные грузовики: одни закатывают в поворот медленно, стараясь пройти по правильной траектории безопасно и вовремя попасть на апекс, чтобы, выйдя с него, открыть дроссель и полететь по прямику.

Раллисты едут на все деньги: с размашистыми скольжениями, с отскоками от бруствера и рулем, постоянно повернутым в сторону заноса.


Особо такими манерами отличился молодой и буйный Женя Новиков, который под российской лицензией едет в чемпионате мира — WRC. И даже подбирается там к подиумам.

Тут на пьедестал не поднялся, зато веселил зрителей: в повороты вваливался широким заносом, «отскакивал» от бруствера, а в итоге уже через пару кругов остался без бамперов на своем «Сеате Ибица».


Бруствер — вообще лучший друг пилота на этой гонке. Еще в первых заездах я отметил, что они используют его как точку опоры! Влетают в поворот на огромной скорости, нарочно упираются в него всем «телом», гася таким макаром скорость, отталкиваются и вываливаются точно к апексу поворота.


Зрелищно, но, по всей видимости, неэффективно: подиум-то в итоге заняли кольцевики с более деликатным пилотажем...

Тот же Ладыгин — по сугробам не скакал, ехал с умом, думал над траекторией — и в итоге пьет «Ред булл» из кубка.


Чтобы прочувствовать всю значимость этой победы нашего соотечественника, надо понимать: «Гонка звезд» проводится с 1978 года. «Хрустальная шина», главный приз соревнования, навечно ушла победителю впервые: для этого надо выиграть в разные годы трижды, что и блестяще сделал Кирилл Ладыгин в 2009, 2011 и 2012.

После вручения наград подхожу к Кириллу:

— Впервые в истории хрустальная шина ушла! Твой секрет успеха — в чем он?
— Ну, я не в первый раз на этом треке, не первый раз за рулем этой машины. Я ее хорошо изучил по прошлым годам, смог сделать выводы и победить.

— Ты сегодня менял три машины: «Калина», «Логан», «Дастер». Какая больше понравилась?
— «Дастер» понравился: полный привод, хорошее ускорение с места, в поворотах себя отлично ведет. Duster — классная машина.

— Но, по-моему, на «Калине» ты ехал быстрее, чем на нем.
— Конечно. «Калина» все-таки спортивная машина, она легче. «Дастер», конечно, тяжелее, но полный привод тут решает.

Параллельно основной квалификации приглашенные звезды устраивают междусобойчик. И если в рамках других заездов каждый пилот едет на своей машине, то у Проста, Култхарда и д’Амброзио вариантов нет — выступают на спонсорских машинах Renault Logan с боевой резиной и минимальными доработками.

Профессор логически и математически выглядел фаворитом: за его спиной несколько боевых сезонов на льду Франции за рулем спортивной Dacia Duster. Вторым в этой троице смотрелся Дэвид Култхард. Который сейчас хоть и не боевой пилот, но регулярно выезжает на промо-акции Red Bull за рулем болида F1 и формально приписан к этой команде.

ТТХ
Дэвид Култхард, 39 лет
Консультант и шоу-пилот команды Red Bull Racing, комментатор ВВС, участник гоночной серии DTM (команда Mucke Motorsport)
В «Формуле 1»: 13 побед, 12 поулов, 62 подиума, 535 очков, 247 проведенных гран-при

Перед соперниками у Култхарда было преимущество: два года назад он уже участвовал в «Гонке звезд», потому был знаком и с покрытием, и с манерами автомобилей на льду, и с прочей спецификой гонки.

ТТХ

Жером д'Амброзио, 26 лет

Запасной пилот конюшни Lotus GP

Чемпион 2002 года в картинговом WorldCup серии «Формула А», чемпион Бельгии 2003 года в классе «Formula Renault 1.6», чемпион 2007 года Formula Master

C 2010 года — в «Формуле 1»: тест-пилот Renault, позже — Virgin; в 2011 году выступал за Marussia Virgin Racing, с 2012 года третий пилот Lotus GP (ранее — Lotus Renault GP)

Жером д’Амброзио казался аутсайдером: за его плечами — только гоночные кольца с гладким асфальтом, сезон в команде третьего порядка Marussia Motors, а ныне — место тест-пилота в команде Lotus GP. И как же удивились болельщики и профессионалы, когда в своем классе он объехал не только Култхарда, но и самого Профессора!


Причем, Прост «слил» по всем статьям: начал за здравие, лидировал круг, потом отдал преимущество Култхарду и своему молодому земляку! Правда, немного, но все же — только бронза.

На финише разрыв между первым и вторым местом был настолько ничтожен, что победителя выявляли по фотофинишу. Д’Амброзио привез Култхарду всего 0,008 сек, а Алену Просту — 0,620 сек. По меркам Формулы-1 — величины серьезные. Для гонок на льду — ничтожный пшик.


В беседе с нашим корреспондентом после итоговой пресс-конференции Жером поделился:

— «Я впервые на льду: условия незнакомые, машина тоже. Здесь все по-другому!»

Благодаря своей победе в заезде с пилотами F1, Жером вышел в суперфинал, где сначала Култхард, а потом и он сам гонялись с Кириллом Ладыгином за звание чемпиона чемпионов. Кирилл без труда объехал Култхарда, а напоследок и д’Амброзио.

— С иностранными пилотами бороться было проще, — рассказывает мне Ладыгин. — Это не их стихия, потому гораздо труднее было ехать с соотечественниками.

— Ты к нам на трек приезжай, в машине Формулы-1, — подначивает его Жером. — Там-то посмотрим, кто кого...

С F1 у Кирилла пока глухо. Да и вообще — будущее он сам видит несколько туманно:

— Из Тольятти пока не собираешься уезжать?
— Нет.

— Никаких предложений по гоночной работе не поступало?
— Да нет... Мне и здесь хорошо!

А вот у дирекции гонки головной боли из-за этой победы прибавилось. Уже хотя бы потому, что надо думать над новым главным призом и апгрейдом гонки. Хотя экс-главред, а ныне член совета директоров издательского дома «За рулем», Петр Меньших считает, что рано или поздно это должно было случиться.


— Вы столько лет работали над этой гонкой. Думали, что когда-нибудь эта шина все-таки уйдет к победителю навсегда?
— Я думал, Успенский ее заберет, честно говоря... Он был такой решительный, а в прошлом году — так вообще близок к этому.

Ладыгин по своему настрою, по жесткому прессингу, который он демонстрировал в прошлом году, тоже давал надежды. Машина, к тому же, у него хорошо подготовлена. Я давно за ним слежу, он же даже получал нашу «Нику» как надежда автоспорта. Время идет быстро, и, к счастью, Ладыгин за эти годы смог много чего успеть.


Хорошо, что у нас есть такой гонщик. И я надеюсь, что с приходом формульных поветрий к нам, может быть, еще Кирилл успеет засветиться, чтобы попасть на эту вершину. Потому что парень хороший. У него такой хороший темперамент сибиряка, я ему симпатизирую во многом.

Рассчитываю, что в следующем году мы сделаем шину более современной. Но, конечно, стилистика, которую поддерживает "За рулем«, она останется.

Хорошо, что есть такой журнал, который берет на себя роль организовать гонку. Это непросто: гораздо легче отказаться от нее, потому что тащить ее долгие годы — это трудно. Возможно, когда-то это перестанет быть нужным. Придумаем что-то другое! Но тогда и спорт будет уже другой: появятся треки, будут гонщики, и зритель будет по-другому воспитан.

Гонка звезд-2012: за кадром

Столица встретила нас повсеместной грязищей, которая растекалась по тротуарам, летела из-под колес, оседала на штанах прохожих. Даже владельцы престижных машин, похоже, цинично забили на мойку: что толку, если опять испачкается?

Местные разводят руками: «Весна-с». В этом году совсем ранняя: перепад температур между Екатеринбургом и столицей составил порядка 18 градусов. Даже не знаю, то ли завидовать, то ли радоваться. Пока что.

Аккредитоваться на гонку удалось в последний момент: спасибо коллегам из Continental за оперативную работу!

Местом действия в этом году был выбран центральный московский ипподром — исконное место проведения этого соревнования с 1978 года.

Были годы, когда площадку меняли, но сейчас организаторы решили остановиться здесь.

Накануне гонки Ален Прост устроил маленький «эпик-фейл»: покорежил машину в одном из поворотов.

Жером д'Амброзио отличился тем же самым, а вот Дэвид Култхард — аккуратист!

По соседству с «Дастерами» для суперфинала стоят заряженные 1,6-литровые «Логаны». Профессиональные пилоты отмечают, что мощность на льду — параметр не самый существенный, гораздо важнее рулёжка. И у доработанного, пусть и минимально, седана с этим дело обстоит неплохо. Хуже другое: выпуск звучит как-то не по-взрослому — как шепот, а не как рык гоночного болида.

Кстати, на следующий день после Гонки звезд Ален Прост праздновал день рождения — 57 лет! Из них больше 30 — в автоспорте.

Поздравляем, Профессор!

Кирилл Зайцев для 66.ru

Фото, видео автора

Наше видео с гонки можно найти в HD-качестве на YouTube