Раздел Авто
28 ноября 2011, 12:00

Эксклюзивный тест-драйв 66.ru: Skoda Octavia Super

Казалось бы, что еще можно сказать о машине, имя которой скрипит на зубах, и которую мы объездили вдоль и поперек? Можно! Если она – 1962 года выпуска.

В Советском союзе, как водится, не только секса не было, но и иномарок. Даже столь социал-демократичных, как Skoda из дружественной республики. Стыдились, что ли?

Ведь у чехов уже тогда автопром был на голову лучше нашего. По своим временам — так вообще передовой. Еще в тридцатых годах они стали устанавливать полностью независимые подвески на свои автомобили, имели богатую модельную линейку, поставляли авто на экспорт и имели серьезную конкуренцию внутри страны. Помимо «Шкоды», были Tatra и еще несколько автопроизводителей. Включая, кстати, «Яву» Франтишека Яничека. Параллельно с мотоциклами на его заводах собирались и машины. Только вот байки в Страну Советов приходили, а машины — нет.

Потом — война, социализм, железный занавес и куча других преград, которые успешно сдерживали развитие автопрома вплоть до 90х годов, пока Skoda не перешла под контроль Volkswagen-Audi Group.

Но даже в этих условиях чехи умудрялись творить интересные аппараты, которые и сегодня вызывают неподдельный интерес.


На мероприятии в Чехии нам выкатили сразу полдюжины прекрасно сохранившихся экземпляров винтажных «Шкод» с 30 по 70е годы выпуска из частных владений.

Но мы сосредоточимся только на двух из них. Остальные можно поближе разглядеть в нашем видеоролике и в «Галерее» в конце материала.

Ну, а мы продолжаем.

Итак, Skoda Octavia — знакомое название с незнакомой историей. Я слышал две версии происхождения имени: по одной из них, машина так названа в честь дочери одного из создателей, по другой — по числительному «восемь», потому что это была восьмая модель в линейке «Шкоды».

Так ли, иначе ли, но «Октавия» появилась на свет задолго после окончания Второй мировой, в непродолжительную эпоху «ренессанса» Skoda Auto, который схлопнулся в семидесятых.

Серийное производство наладили в 1959 году, на конвейере она держалась вплоть до 1971 года, когда конструкция окончательно устарела.


Спереди — независимая подвеска, сзади — поперечные рессоры. Машина выпускалась в двух кузовах — двухдверный седан и универсал. Последний, соответственно, выпускался и в виде фургончика скорой помощи, а на первом мне посчастливилось поездить.

Владелец, Ладия, мужик явно храбрый. Молодого русского парня видит впервые — и таки пускает за руль без лишних уговоров! Эх, не угомонить бы олдтаймера в первом же вираже. А для начала неплохо бы просто тронуться. Раза с третьего...

Но знакомство начинаю с визуального осмотра. По сравнению со своей же реинкарнацией (да еще и во втором поколении!) машина выглядит карликом: в длину — всего 4 метра (на 0,5 м короче Octavia A5), колесная база — как у современных коробушек В-класса — 2,4 м. Зато и весит Octavia-«шестидесятник» меньше тонны.

Хотя на динамике разгона это, конечно же, не сказывается. О ней, как и во всем в этой машине, вообще трудно судить современными категориями и штампами. Педали не интерактивные, рычаг переключения КПП на руле — чтобы найти нужную передачу, надо пройти курс молодого бойца и сдать пару экзаменов; сидение не регулируется, рулевая колонка — тем более! Баранка лежит практически на коленях. Но это я еще в Rapid видел!


В общем, шестидесятые и есть шестидесятые. Потому оставляю критическое мышление за бортом и просто получаю удовольствие от неспешной езды на машине, которая вдвое старше почти всех присутствующих.

Во всем чувствуется, что хозяин за машиной следит бережно: внутри — полный «сток», оригинальные материалы, фурнитура и органы управления. С тоской смотрю на тесный проход к заднему дивану и решаю путешествовать сугубо спереди.

Посадка трудная, но в этом своя аутентичность! Педали расположены тесновато, потому нажимаю практически одними носками кроссовок. А вот с переключением скоростей, к стыду своему, не разобрался. Вот у «Октавии» современной тоже есть подрулевые переключатели, но там полуавтоматика, и все просто: левый — понижение, правый лепесток — повышение.

Здесь же рычаг, с ходами которого без поллитры «Бехеровки» не разобраться. Так что едем в две руки: я рулю и работаю ногами, Ладия ворочает рычагом. Выше третьей не поднимались: страшно!

Какая там «поворачиваемость»! Машина входит в поворот лишь после многократных вращений длинного-предлинного руля, поскрипывает и кренится набок. Но какой же это кайф! Катить вот так плавно по брущатке даже новый Superb не может! А старенькая Octavia лишь едва колышется, как бы пританцовывая в такт рельефу.

Динамика литрового моторчика современника не впечатляет, но для своей эпохи, наверно, это был почти что хот-хэтч: рядная четверка с 2 клапанами на цилиндр, 43 «лошадки», 69 нМ! Про разгон до сотни с такими показателями сейчас говорить грешно, хотя по паспорту она вполне себе делает 126 км/ч! Говорю же: хот-хэтч 60-х.

Еще и в таком пижонском кузове, с изящными крылышками над багажником и круглыми фарами а-ля Porsche 356. Или ЗАЗ 968М. Хотя тот появился гораздо позднее.

Skoda Rapid

Эта машина также заинтересовала нас своим именем. Skoda недавно его возродила для своего «народного» индийского седана. И я не исключаю, что его же употребят для серийного Mission L. Хотя это пока личные домыслы.

Тем не менее, повод познакомиться с машиной есть. Тем более что она еще старше, чем Octavia! Rapid выпускался более 12 лет: его начали делать еще до Войны, прекратили — гораздо позже.

Вариантов кузова тоже было два, но различались они не своим типом, а числом дверей. Были трех- и пятидверные вариации, а также кабриолет.


Нам для знакомства выставили оба варианта, но я выбрал, конечно же, купе.

Двери, такое ощущение, что из фанеры, зато открываются против хода движения. Чисто «Роллс Ройс Фантом»!
Кресло, конечно же, не регулируется, макушка зажата потолком (а что будет зимой, в формовой шапке?), а баранка необъятного диаметра лежит даже не на коленях, а где-то выше оных.

Зато переключение скоростей привычное — рычагом в полу. Правда, и тут не без интересностей: передачи включаются по хитрому алгоритму. Назад и влево на себя — первая, вправо до упора от себя — вторая. Влево — до упора от себя — третья. Зажигание включается обычным ключом, а вот заводится двигатель как в «Феррари» — кнопочкой «Старт/стоп». Правда, кнопочка не на руле, а под ногами — слева от педали сцепления.

Руль, кстати, «в бардачке», то есть справа. До прихода немцев Skoda выпускала именно такие машины. И только в военные и послевоенные годы перешли на человеческую, «континентальную», схему.

Короткий инструктаж, завожу мотор и... выпуливаю вперед! То ли дело в массе, то ли в чем-то еще, но «Рапид» с полуторалитровым движком в 41 л.с. ускоряется даже быстрее, чем более модерновая «Октавия». Да и рулить им проще: благодаря короткой колесной базе он охотнее ныряет в повороты. Шустрить тоже не решаюсь, но удовольствия — масса!

К сожалению, на знакомство с олдтаймерами чешской марки отведено не так уж много времени, чтобы вникнуть во все тонкости и нюансы инженерной мысли тех лет. Но чтобы прыгнуть во времени и вернуться назад — вполне. Да и сам факт того, что дали порулить столь хрупкими аппаратами, — греет душу: кто знает, может, это было первый и последний раз в моей жизни...

За кадром

Тест-драйв ретро-техники проходил на «ферме» — так обозначили локацию в расписании. По факту же, нас встретили огромные сельскохозяйственные угодья на несколько акров во все стороны.

На лугу по соседству пасутся кони и их подруги. Похоже, у этой парочки — весна в душе. Несмотря на +2 снаружи.

Фото остальных олдтаймеров с ретро-тест-драйва Skoda — в «Фотогалерее» ниже. Приобщайтесь: в других местах такого не увидите!

Благодарим официального дилера Skoda, «Карро», за приглашение на мероприятие, и коллекционеров за возможность прикоснуться к истории

Текст, видео: Кирилл Зайцев

Фото автора и Анастасии Вяткиной