Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как говорить с ребенком о спецоперации и отце, который может с нее не вернуться. Инструкция от психолога

Как говорить с ребенком о спецоперации и отце, который может с нее не вернуться. Инструкция от психолога
Фото: архив, 66.RU
Дети — более эмоционально восприимчивы, чем взрослые, поэтому им сейчас нужна поддержка и правильное отношение родителей. Корреспондент 66.RU поговорил с членом Российской академии образования, завкафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александром Вераксой о том, как снизить уровень тревоги у ребенка и правильно объяснить, что его отец может не вернуться из зоны боевых действий.

Как сейчас, когда вокруг тревожная обстановка, правильно взаимодействовать с ребенком?

Родителям нужно исходить из того, что для ребенка — если мы говорим о детях раннего дошкольного возраста — очень важно поддержание тех традиций, ритуалов взаимодействия, которые уже установлены в семье. Эти формы взаимодействия ценны, потому что в них есть эмоциональная составляющая, с одной стороны, и приобщение детей к культурным практикам — с другой. Например, чтение на ночь.

Второе — необходимо по возможности оградить ребенка от излишнего воздействия гаджетов. Потому что они с точки зрения физиологии негативно влияют на сон и аппетит. Кроме того, для психического развития это неполезно, потому что редко когда несет какие-то продуктивные формы взаимодействия.

Основная стратегия — с ребенком нужно проговаривать любые ситуации, которые его волнуют. Если ребенок по какому-то поводу переживает, с ним, безусловно, нужно проговаривать его эмоции, проговаривать те способы реагирования, которые есть, потому что эмоциональная сфера — это та сфера, в которой есть сложности. Мы видим проявления у детей, подростков агрессии и отсутствие эмпатии и многое другое — это следствие того, что у детей нет средств управления и понимания своих эмоций, а может, у них есть какие-то эмоциональные сложности, с разрешением которых могут помочь специалисты.

Дети могут бояться спецоперации и мобилизации?

Все зависит от семейного контекста. Естественно, можно создать большое количество страхов у детей, это несложно. Взрослому следует, если он видит переживания и страхи, обсудить их с ребенком и заняться какой-то конкретной практической деятельностью.

Как правильно объяснить ребенку, что папа (брат, дедушка) уехал и может не вернуться?

Такая ситуация не новая для целого ряда профессий. В таком случае должны быть выработаны ритуалы в семье. Родители должны представить ребенку реалистичную картину мира. И в этом очень многое от них зависит. В любой стрессовой ситуации ребенок воспринимает поведение взрослых как модель. Если взрослые испытывают очень высокий уровень тревоги и не могут с ним справиться, бессмысленно рассуждать о том, как и что рассказывать ребенку. Главная задача в этой ситуации — овладеть собой, тогда ребенок будет чувствовать себя комфортно и будет обладать той эмоциональной базой, которая поможет ему адаптироваться в любой ситуации.

Нужно ли ребенку говорить прямо, что кто-то из его близких поехал в зону боевых действий? Или лучше сказать, что человек в отпуске или просто далеко?

Думаю, что все очень индивидуально. Родители лучше знают своих детей, все зависит от контекста, в котором живет ребенок, каких-то универсальных рецептов здесь нет. В любой стрессовой ситуации должен быть определен уровень информирования ребенка, который поможет ему сориентироваться в изменениях семейного взаимодействия. Это должно быть сообразно возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям, которые лучше родителей не знает никто.

Стоит ли давать большую нагрузку ребенку, за которой он не заметит тревожную обстановку вокруг себя?

Ребенок, безусловно, должен быть включен в максимальное количество деятельности, которая способствует полноценному проживанию возраста. Но нельзя чрезмерно нагружать детей, потому что это, во-первых, физически тяжело, во-вторых, приводит к тому, что они не проживают свой возраст. Например, у дошкольников игра исчезает как таковая, потому что родители считают, что лучше его учить языкам, математике и программированию. Но он должен проживать свой возраст гармонично. Должен быть сбалансированный подход.

Как родителям понять, что ребенку плохо, тревожно, некомфортно?

Обычно родители, если они находятся в постоянном контакте с ребенком, видят изменения в его настроении, поведении, ребенок обычно свои эмоции скрыть не может. Очень многое зависит от родителей, насколько они систематично с ребенком общаются. Это не в количестве часов проявляется, а в качестве взаимодействия, насколько оно полное, насколько доверительное. Это традиция, которая в семье выстраивается со временем и не возникает здесь и сейчас.

Как взрослым перестать тревожиться и не передавать это настроение детям?

Здесь дело не в том, чтобы самим не тревожиться, все мы испытываем эмоции — это нормально. Мы должны концентрироваться не на наших эмоциях, а на продуктивной деятельности, в которую эти эмоции должны трансформироваться. Например, есть дети, которые боятся собак. И рациональные объяснения на них не всегда срабатывают. Тогда можно попробовать предложить ребенку исследовать вопрос: что такое собака, почему она кусает, как она устроена и чем живет. И страх трансформируется в интерес. А ребенок уже выступает в роли эксперта по вопросу, даже дети дошкольного возраста, создавая такие исследовательские проекты, изживают эмоции и переживания, потому что они уходят в продуктивную деятельность.